.RU

Баронин А.С. Этническая психология - n1





Баронин А.С.

Этническая психология. — Киев: Тандем, 2000. — 264 с.

ISBN 966-7145-17-4

Данное учебное пособие является одной из первых публикаций в Украине, раскрывающей проблемы этнической психологии — отрасли социальной психо­логии, рассматривающей особенности поведения, эмоциональных реакций, пси­хики, характера этнических общностей. В частности, раскрывается ее понятий­ный аппарат, охватывающий такие понятия как национальный характер, эт­нос, этническое и национальное самосознание, этнические конфликты, нацио­нальный характер и т.д.

При исследовании психологических процессов, происходящих в этничес­ких общностях, автором предпринята попытка изучения феномена национализ­ма. Особое внимание уделяется проблемам формирования этнических стерео­типов и установок, определяющих межличностные отношения внутри этноса.

Пособие содержит раздел, дающий развернутую психоаналитическую ха­рактеристику основных наций мира. основанную на новейшей психологической типологии этнических общностей. аналогов которой нет как в Украине, так и за рубежом.

Для учащихся гуманитарных факультетов, деловых кругов, широкого кру­га читателей.
Б0303040000 2000
Учебное издание

Баронин Анатолий Станиславович

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Редактор — В.Недашковский

Компьютерная верстка — В.Демьянов

Корректор — Т.Мачинская

Сдано в набор 1.01.2000. Подп. в печ. 3.03.2000.

Формат 84х108/32. Бум. офс. Печ. офс.

Усл. печ. л. 11,9. Уч.-иэд. л. 18,0. Тираж 3000 экз.

Зак. № 735

Издательство ПК ООО «Тандем»

03680, Киев, пр. Краснозвездный, 51, к. 102

Т/ф: 271-30-10 E-mail: demyanov@elan-ua.net

Напечатано с готовых фотоформ

на Фастовском государственном полиграфическом предприятии «Полифаст»

08500, г. Фастов Киевской обл..тел. (04465) 51449

ISBN 966-7145-17-4  Баронин А.С., 2000

 ПК ООО «Тандем», оригинал-макет, 2000

ВВЕДЕНИЕ


Народам принадлежит решающая роль в историческом раз­витии человечества, однако это развитие происходит не­одинаково в различных уголках земного шара. Людей с древ­них времен интересовали особенности поведения, нравов, культуры и мышления различных народов. Проблему нацио­нального характера и его особенностей исследует специальная отрасль психологии — этническая психология.

Так или иначе, представления людей о национальных осо­бенностях часто не выходят за рамки житейских обобщений типа «легкомысленный француз», «педантичный немец», «чо­порный англичанин», «улыбающийся японец». При этом на­бор характеристик, используемых для описания особенностей поведения людей разных национальностей, зачастую расплыв­чат, субъективен, нередко произволен. Взятый за абсолют, он не раскрывает, а часто заслоняет подлинную природу их по­ведения — национальную психологию. Необходим научный подход ко всем аспектам социальных процессов, который не мыслится без тщательного учета национально-психологичес­ких особенностей населения конкретной страны, без углублен­ного изучения национальной психологии. Термин «нацио­нальная психология» означает психический склад нации и от­расль социальной психологии, изучающую национально-психологические особенности народов, то есть по существу их психический склад.

Национально-психологические особенности формируют­ся как в онтогенезе, так и в филогенезе,* а значит, имеют не­посредственную связь с общепсихологической проблематикой развития человеческой психики.

Филогенез

— историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и эволюции психики и поведения.
В Японии, к примеру, для разработки проблем националь­ной психологии созданы специальные исследовательские груп­пы. Только в Ногайском университете над различными аспек­тами национальной психологии работают десятки социологов, психологов, историков, этнографов, экономистов, статисти­ков, теологов.

В предлагаемом пособии излагаются общие принципы воз­никновения и развития социально-психологических про­цессов в этнических общностях. Общий подход позволяет осу­ществлять конкретные модельные построения и изучать про­цесс не в реальных условиях, а в варианте модельного анали­за, что в существенной мере расширяет возможности его изу­чения и более точного регулирования межэтнических от­ношений на практике.

В процессе написания данного пособия, помимо зарубеж­ных, были использованы разработки отечественных авторов:

В. Антоновича, М. Бердяева, Ю. Бромлея, Г. Ващенко. В. Винниченко, М. Грушевского, В. Евтуха, О. Киричука, Ю. Липы, Г. Шпета.



Этническая психология в Украине — достаточно молодая на­ука, которая, однако, сегодня становится все более актуальной. Актуальность проблемы этнопсихологии определяется теми из­менениями в социальных процессах общества, которые про­текают в связи с перестройкой его политической и экономичес­кой ориентации. В результате происходит активизация межэтни­ческих отношений на самом различном уровне их проявления.

К наиболее актуальным проблемам исследований в облас­ти этнопсихологии на сегодняшний день можно отнести сле­дующие:

• проблемы этноса и нации в этнопсихологии;

• проблема психического состава этноса;

• проблема ментальности как интегрального этнопсихологического признака нации;

• проблема национального и этнического самосознания;

• проблема этнической установки и стереотипов;

• проблема возникновения этнических конфликтов.

Изложенное — лишь неполный перечень проблем, которые постоянно затрагиваются в научной литературе по этнопси­хологии.

Раздел 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1 ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии



Развитие человеческого общества сопровождалось расши­рением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности на­ряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, воен­ная, политическая и экономическая необходимость, предпри­нимались попытки теоретического обобщения этнопсихологических данных.

О наличии психологических особенностей склада наций упоминалось в трактатах

Цезаря, Геродота, Ксенофонта, Плиния, Страбона

. Еще

Гиппократ

пытался связать особенности народных характеров с различиями в климате и географичес­ких условиях территории проживания. Подобные размышления встречаются и у

Монтескье

, варьировавшего понятие «народ­ный дух» в зависимости от среды и климата, в которых прожи­вает народ. Однако схожие в географическом отношении страны — Канада и Россия, например — населены представите­лями совершенно разных наций, а «речные» цивилизации Ни­ла и Янцзы столь же резко отличаются одна от другой, как и цивилизации «островные» — минойская, японская, эллинская. Несмотря на то, что научный подход к пониманию пробле­мы сформировался только в работах таких классиков филосо­фии, как

Локк, Руссо, Гегель, Гердер

, одним из первых иссле­дователей в области этнопсихологии остается

Гай Юлий Це­зарь

, написавший несколько книг об особенностях поведения различных народов. Так, до нашего времени дошли «Нравы галлов» и «Нравы германцев», в которых Цезарь не только описывает быт этих народов, но и пытается сделать выводы о специфике их характера.

Создание специальной дисциплины — психологии наро­дов — было провозглашено в 1860 году

М. Лацарусом

и

X. Штейнталем

, трактовавшими «народный дух» как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, а также их самосознание. Его содержание должно было раскрываться путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.

Со второй половины XIX века этнопсихология стала изу­чать проблемы народного творчества в самых различных его проявлениях. С этого момента начинают развиваться такие направления этнопсихологии, как:

• проблемы народного творчества;

• проблемы брака и семьи у различных народов (

Л. Мор­ган, В. Зомбарт, Ф. Энгельс

);

• специфика норм права, общественного строя различных стран и народов (

В. Липинский, Н. Ковалевский

).

В XIX веке широкое распространение имели идеалистичес­кие теории «народного духа», согласно которым каждый на­род изначально обладает определенными духовными качества­ми, которые раз и навсегда определяют его возможности. Эти теории идеологически оправдывали исторически сложившее­ся разделение наций на господствующие и подчиненные. Ког­да выявилась несостоятельность этих теорий, на смену им при­шла биологическая интерпретация национального характера, рассматривающая его как нечто обусловленное генетически и передающееся по наследству. При этом допускалось неправо­мерное смешение национальных особенностей с расовыми. В отличие от общественно-исторической общности, какой явля­ется нация, раса — это естественноисторическое образование, и принадлежащие к ней индивиды действительно отличаются относительной общностью генов. Эти генетические различия проявляются не только в определенных внешних признаках (цвет кожи, форма волос и т.п.), но и в особенностях проте­кания некоторых физиологических процессов, разумеется, в пределах общечеловеческой нормы. На этом основании неко­торые ученые утверждали, что разные расы обладают и гене­тически обусловленными (а следовательно, принципиально не­устранимыми путем воспитания) психологическими особенностями. Однако тщательное исследование показало, что со­держание психических процессов, специфическая направлен­ность способностей, структура потребностей и интересов и т.п. зависят не столько от биогенетических, сколько от социаль­но-культурных факторов. Особенно острые споры вызвал во­прос об умственных способностях представителей различных этнических групп, который сыграл немаловажную роль в фор­мировании расистских взглядов некоторых зарубежных авторов конца XIX века.


В развитии этнопсихологии немалую роль сыграли украин­ские этнографы и писатели, среди которых необходимо в пер­вую очередь отметить

М. Драгоманова, В. Гнатюка

и

М. Гру­шевского

. Достаточно прогрессивные концепции о развитии украинского общества, народа, государства и психологии украинцев принадлежат

Н. Костомарову

и

В. Антоновичу

. Так,

Н. Костомаров

придерживался той точки зрения, что геогра­фическое положение и исторические условия обусловливают психологическое своеобразие наций и народностей, что пол­ностью подтвердилось последующими исследованиями отече­ственных и зарубежных ученых.

В Украине и в России в 20-х годах проблемой этнопсихо­логии занимались представители культурно-исторической школы во главе с

Л.С. Выготским

. Предметом этнопсихоло­гии

Л.С. Выготский

считал межкультурные, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей «традиционных» цивилизованных обществ, а основным ме­тодом этнопсихологии — инструментальный.

В истории развития этнопсихологии особое место занимает и работа

Д. Овсянико-Куликовского

«Психология националь­ности».* В данной работе показано, что язык — основа народ­ной психики, что национальная специфика лежит в особен­ностях мышления, которое формируется исторически.

* См.: Овсянико-Куликовский Д. Психология национальности. Петроград, 1922.

1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России



В России этнопсихология как наука подверглась дискреди­тации в 20-х годах XX столетия. Начало века сопровождалось активизацией многих идей, связанных с национальным воп­росом. В частности, с еще большей силой начинали звучать идеи о превосходстве наций, о народах, избранных Богом, и т.д. В конечном счете эти идеи были возведены в ранг поли­тической линии фашистской Германии. Развитие каждой на­уки происходит закономерно именно в то время, когда цивилизация действительно может извлечь из нее пользу. В начале XX века человечество было не готово принять этнопсихоло­гию как науку. Трудно представить последствия, к которым могли привести ошибочные заключения этнопсихологов во время нового раздела мира на сферы влияния, который про­исходил в начале века. Поэтому дискредитацию этнопсихоло­гии в России следует рассматривать как своего рода времен­ную необходимость, с одной стороны, и политическую не­обходимость — с другой, так как политика Советского госу­дарства предусматривала интернационализм, тогда как попыт­ки выделения особенностей одних народов вели бы к появ­лению идей «господствующих наций», о которых говорили

Ницше

и

Гитлер

.

Таким образом, начиная с 30-х годов этнопсихология была отнесена к числу буржуазных наук, запрещена и провозгла­шена лженаукой, в результате чего образовался пробел в раз­витии этнической психологии СССР вплоть до начала 70-х годов.

Однако несмотря на то, что официально исследования в области этнической психологии были закрыты, многие ее до­стижения тем не менее использовались. Так, например, зна­ния о том, что индивид, живущий вне своей этнической груп­пы, более жизнеспособен, были использованы в Советской Армии, где очень часто имела место практика перевода воен­нослужащих в регионы проживания иных этнических общностей.

1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки



В 70-х годах исследования в области этнопсихологии про­должились:

И.С. Кон, Г.В. Старовойтова, С.В. Арутюнов

высказывали свое мнение относительно этнопсихологии, ак­центируя внимание на отсутствии понятийного аппарата, ка­тегорий, прямой связи с социальной психологией, этносом и нацией. В результате длительного пробела в исследованиях и на сегодняшний день существуют споры по поводу опре­деления некоторых категорий в понятийном аппарате этнической психологии, в связи с чем можно утверждать, что про­цесс возрождения и развития этой науки продолжается.

В отечественной этнопсихологии 70-90-х годов наиболее актуальными являлись проблемы:

• предмета этнической психологии;

• логики исследования в этнической психологии;

• применения концепции единства психической и практи­ческой деятельности для объективного объяснения особенно­стей психической и практической деятельности определенного этноса, а также причин психических отличий между различ­ными этносами.

Современная этнопсихология не составляет единого цело­го ни по тематике, ни по методам. В ней выделяется ряд само­стоятельных направлений:

• сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи (которые теоретически и методологически являются не­отъемлемой частью соответствующих разделов общей и соци­альной психологии);

• культурологические исследования, направленные на уяс­нение особенностей символического мира и ценностных ори­ентации народной культуры и неразрывно связанные с соот­ветствующими разделами этнографии, фольклористики, искус­ствоведения;

• исследования этнического сознания и самосознания (в данном случае заимствуются понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изуча­ющих социальные установки, межгрупповые отношения и т.д.);

• исследования этнических особенностей социализации де­тей (понятийный аппарат и методы ближе всего к социоло­гии и детской психологии).

1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии



Этническая психология

— это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая:

1) особенности психики людей различных народов и куль­тур;

2) проблемы национальных особенностей мировосприятия;

3) проблемы национальных особенностей взаимоотно­шений;

4) проблемы национального характера;

5) закономерности формирования и функции националь­ного самосознания и этнических стереотипов;

6) закономерности формирования обществ, националь­ных общин.

Этническая психология — наука об этнических, культуро­логических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе своего исторического разви­тия и принадлежат к определенным этническим образовани­ям. Она классифицирует определенные явления, отвечая на вопросы о переживаниях данным народом определенного яв­ления, о его вкусах, страхах, авторитетах, а также о возмож­ности его самоутверждения среди других этносов (народов).

Как и любая другая наука, этнопсихология имеет свои объект и предмет исследования.

Объектом

исследования являются нации, национально­сти, национальные общности.

Предмет

этнопсихологии — особенности поведения, эмо­циональных реакций, психики, характера, а также националь­ное самосознание и этнические стереотипы. Однако пред­ставители культурно-исторической школы во главе с

Л.С. Вы­готским

считали, что предметом этнопсихологии является изучение социально-исторического развития поведения эт­носа и определенных его ступеней и форм.*

* См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функ­ций // Собрание сочинений: В 6-ти т. — М., 1982. — Т.3. — С. 99.
В

содержание

этнопсихологии разные исследователи вкла­дывали и вкладывают свое видение. Например,

В. Вундт

опре­деляет содержание этнопсихологии тремя проблемами: язы­ком, мифами и обычаями, в то время как

Г. Шпет

выделяет душу, обычаи, культуру, веру, государственные учреждения, правовые нормы в качестве содержания этнической психологии.* На наш взгляд, позиция

Г. Шпета

наиболее полно харак­теризует понятие содержания этнической психологии.

* См.: Шпет Г.Г. Сочинения. – М., 1989. – С. 487.

1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний



Этнопсихология не может развиваться безотносительно к другим областям знаний. В частности, она тесно связана с та­кими науками, как этнография, антропология, культурология, история, социология, фольклористика. С историей культуры. искусствоведением, фольклористикой этнопсихология соприкасается при изучении народного художественного творчества, с конкретной социологией этнопсихологию связывает, как уже отмечалось, изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений. С лингвистикой этнопсихологию свя­зывает изучение особенностей психолингвистики определенных этнических групп. С антропологией этнопсихология наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза. В последние годы на Западе были опубликованы материалы о генетических осо­бенностях отдельных этнических групп, в связи с чем генети­ку и микробиологию можно поставить в общий ряд наук, на данные которых опирается этнопсихология.

Следует отметить, что конкретное изучение национальных особенностей психологии сопряжено с большими трудностя­ми. Изучение национальной психологии стоит на стыке не­скольких различных дисциплин, отсюда — комплексность и разнообразие методов этнопсихологических исследований. Эт­нографы основывают свои обобщения главным образом на наблюдении и сравнении культуры, образа жизни и нравов раз­личных народов. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты психологических экспериментов с людь­ми, принадлежащими к разным этническим группам. Истори­ки и искусствоведы анализируют различные формы культур­ного символизма, произведения народного творчества и т.п. Социологи сопоставляют типичные для данного народа фор­мы деятельности и ценностные ориентации с его обществен­ными учреждениями, включая форму семьи, особенности вос­питания детей и т.д.

1.6. Методологические основы этнической психологии



1.6.1. Методологические принципы этнической психологии*

Фундаментальные принципы основаны на основополага­ющих, философских положениях, отражающих наиболее су­щественные свойства объективной действительности и созна­ния с учетом имеющегося опыта, добытого в процессе позна­вательной деятельности человека. К методологическим прин­ципам этнической психологии относятся принципы:

• объективности;

• научного подхода;

• системности;

• дидактического взаимодействия;

• исторический.

* В основу рассмотрения методологических принципов этнической психологии положена модель, предложенная М.И. Пирен в учеб­ном пособии «Основы этнопсихологии» (К. , 1997).
Так, методы изучения должны быть

объективными

. Объ­ективность обеспечивается в том случае, если психические особенности людей изучают в процессе деятельности. Объек­тивное изучение психики предполагает также знание физио­логических законов деятельности человека. Методы этнопсихо­логии должны не только обеспечивать объективный подход к изучению особенностей этнических групп, но и отвечать на вопросы: почему и как возникали, развивались и менялись эти особенности. Например, если формулировать выводы об осо­бенностях национального характера народа, не опираясь на ре­зультаты наблюдения, то они будут необъективными и иметь характерный признак субъективизма.

Другим основополагающим принципом этнопсихологии должна быть

научность подхода

. Предполагается использова­ние научных знаний и системного подхода к проблеме с ис­ключением каких бы то ни было интуитивных проявлений со стороны исследователя. Этот метод очень важен, так как под­разумевает полное исключение интуитивных процессов индивида,* проводящего исследования, по отношению к оценке этнических процессов либо характеристик отдельных этносов. Интуиция обычно включается в том случае, когда имеется су­щественный недостаток информации. Однако в некоторых слу­чаях интуитивные выводы не совпадают с действительностью, в связи с чем может сформироваться абсолютно ложное поло­жение в науке, на которое впоследствии будут опираться даль­нейшие исследования.

*

Интуитивные процессы психики

— по К.Г. Юнгу проявление инту­итивной функции, обеспечивающей получение информации бес­сознательным путем. Она не представляет собой ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя и может проявляться в этих формах.
Принцип

системности

представляет собой методологический подход к анализу психических явлений у представителей опре­деленной этнической группы, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих эле­ментов, выделяется структура, а свойства элемента определя­ются его местом в этой структуре. Этнопсихология предпола­гает комплексный анализ механизмов функционирования дей­ствий этносов в обществе, а также их различные структурно-функциональные зависимости и непрямые причинно-след­ственные отношения. Системный метод требует детального изу­чения структурных компонентов, функционирования, интегра­ции, структуры, целостности, внутренней коммуникации. Ло­гика системного подхода может быть проиллюстрирована на примере понятия «этнос».

Категория «этнос» была известна уже давно, однако ее подлинная суть определена только в XX веке. Некоторые спе­циалисты считали, что понятие «этнос» включает в себя объе­динения на основе общности его членов — например, общно­сти языка. Французы представляют собой этнос, однако раз­говаривают на провансальском, французском языках, бретон­ском и гасконском наречиях Следовательно, заключение об этнической общности французов необходимо сделать на осно­вании других детерминант этноса (общность территории, эко­номическая общность и т.д.).

В связи с тем, что этнопсихология рассматривает опреде­ленные этнические группы в определенной социальной сре­де, в ней используется принцип

дидактического взаимодей­ствия

. Согласно этому принципу, изучение отдельного пред­ставителя этнической группы возможно лишь в системе от­ношений «человек — среда». Этот принцип подразумевает рас­смотрение отдельных элементов этноса в совокупности со средой его формирования. Например, исследуя историю воз­никновения украинской этнической общности, необходимо учитывать такие исторические процессы, как татарское иго, турецкая и польская экспансия и т.д., что определяло фор­мирование национальных особенностей украинцев. Так как практически каждое событие в истории накладывает свой отпечаток на психологию этноса, то игнорирование хотя бы од­ного из них приведет к непониманию других изменений в пси­хологии народа, приводя к ложным интуитивным заключе­ниям. Данный принцип тесно связан с историческим методом в этнопсихологии.

Исторический

принцип лежит в основе теории познания общества и теории личности как целостных и развивающих­ся в конкретных исторических условиях систем. Этнические общности, их структура, процессы и взаимодействие часто рассматриваются на конкретных исторических примерах. Так, этнические конфликты между этническими группами на тер­ритории современной Югославии рассматриваются в динами­ке, начиная с времен битвы на Косовом поле и заканчивая событиями 1991—1993 и позднейших годов. Таким образом, исследование исторических событий, отражающих психиче­ский склад этноса, дает возможность получить наиболее пол­ную информацию об этнопсихологических особенностях кон­кретной общности, проследить изменения в ее этническом составе, а также понять причины некоторых этнических про­цессов, происходящих сегодня на территории ее проживания. Несоблюдение этого принципа приведет к тому, что иссле­дователь при анализе этнических процессов будет использо­вать разрозненные факты, а причины некоторых явлений останутся неясными, что приведет в конечном счете к лож­ным выводам.

1.6.2. Общая характеристика основных методов этнопсихологии

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы (спо­собы и приемы) исследования. Выбор методов, последователь­ность и техника их применения — все это определяется объе­мом, характером фактического материала и условиями прове­дения исследования.

В этнопсихологии широко используется метод

сравнения и сопоставления

, особенно когда речь идет об исторических общностях. При этом строятся аналитические сравнительные мо­дели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Сравнительный анализ ориентирует исследователя на раскрытие общих характеристик этносов различных стран, а также их исторических эпох в процессе развития. Как один из методов изучения этнопсихологии школой

Л.С. Выготско­го

применялся метод сравнительного анализа психической де­ятельности «культурного» человека и «примитива»; это позво­ляло делать выводы, например, о том, что для последнего ха­рактерна закомплексованность мышления, которой лишен более цивилизованный человек.

Бихевиористский

метод заключается в наблюдении за по­ведением отдельного индивида и этнических групп. Исходны­ми для этого метода являются действия людей, а также ис­следование эмпирических фактов.

Существуют также приемы, позволяющие членить состав­ной объект на части посредством анализа, изучая связи меж­ду ними и роль этих частей в процессе функционирования объекта как единого целого. Данный метод реализует

струк­турно-функциональный

подход.

Методы этнопсихологии должны быть непосредственно связаны с человеческой практикой, то есть способствовать и содействовать решению задач в условиях реальной действи­тельности конкретного общества.

К

способам исследования

этнической психологии относят­ся такие общепсихологические методы, как:

• наблюдение;

• эксперимент;

• беседа;

• исследование продуктов деятельности;

• тест.

Наблюдение

как метод изучения особенностей этнических групп широко применяется в этнопсихологии. Метод наблю­дения характеризуется тем, что изучение внешних проявле­ний психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях. Исследователь по резуль­татам наблюдения за действиями и поступками представите­лей этнических групп судит об особенностях психической жиз­ни всей этнической группы. Этнопсихологическое наблюде­ние должно быть целенаправленным. Исследователь должен от­четливо представлять и понимать, что наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в собирание слу­чайных фактов. Наблюдение должно проводиться по опреде­ленному плану или программе. Программа наблюдения обеспе­чивает исследователю изучение тех вопросов и фактов, кото­рые он заранее наметил. Без определенного плана или про­граммы теряется основная линия наблюдения. Наблюдение должно проводиться систематически, а не время от времени. Систематичность наблюдения позволяет сохранить постоян­ные условия наблюдения и тем самым дает возможность ус­тановить тесные связи между наблюдаемыми проявлениями психики представителей определенных этнических групп и, скажем, историческими процессами, окружающей средой и т.д. Исследование, проводимое методом наблюдения, требу­ет длительного времени: ведь чем продолжительнее наблюде­ние, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем глубже и надежнее будут его выводы относительно особенно­стей этнических групп.

В естественных условиях наблюдение является самым про­стым методом. Наблюдатель должен держаться в стороне, что­бы оставаться незамеченным, или же так хорошо смешаться с Фуппой, чтобы не привлекать к себе внимание. При этом он должен замечать и оценивать все события, имеющие отноше­ние к явлению, подлежащему описанию.

Важной характеристикой этого метода является невмеша­тельство наблюдателя в происходящие явления в процессе наблюдения, что определяет достоинства и недостатки этого метода. При наблюдении неизбежны некоторые трудности, заключающиеся в невозможности контролировать изменение ситуации в этнической среде, в которой происходит наблю­дение, а также во влиянии неконтролируемых факторов, спо­собных существенно изменить общую картину — вплоть до утраты гипотетической связи между явлениями, обнаружение которой является частью исследования. Кроме того, еще раз подчеркнем, что наблюдение не свободно от субъективности наблюдателя, где он, будучи не в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно выделяет в ней самые важ­ные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие — чаще всего те, которые противоречат его гипотезе.

Эксперимент

как метод этнопсихологического исследова­ния в отличие от наблюдения является активным методом сбора данных. Экспериментатор создает необходимые усло­вия для активизации интересующих его процессов. Повторяя исследование при одинаковых условиях с испытуемыми, при­надлежащими к разным этническим группам, эксперимен­татор может установить психические особенности определен­ных изучаемых этнических групп. Как известно, эксперимент может быть лабораторным либо естественным. В этнопсихо­логии целесообразнее использовать естественный экспери­мент. Во-первых, в лабораторных условиях любой индивид ведет себя иначе, чем в естественной обстановке. Во-вторых, лабораторный эксперимент искусствен, что часто приводит к неправильным выводам. Естественный эксперимент соче­тает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естествен­ность условий наблюдения и вводится точность эксперимента. В соответствии с задачей исследования экспериментатор вначале подбирает условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление тех или иных психологических особенно­стей этнических групп.

Когда существуют две конкурирующие гипотезы и экспе­римент позволяет выбрать одну из них, применяется

реша­ющий эксперимент

(experimentum crucis).

Применение эксперимента сталкивается с проблемой при­нципиального ограничения, связанного с невозможностью в ряде случаев произвольно применять переменные. Так, в эт­нической психологии эмпирические зависимости большей ча­стью имеют статус корреляций и часто не позволяют сделать вывод о причинно-следственной связи того или иного явле­ния. Одна из трудностей проведения эксперимента состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с исследуемым объектом и может невольно влиять на его пове­дение.

Проводя эксперимент, необходимо помнить о том, чтобы он не был провокацией и не нарушал нормы законодательства, регулирующего вопросы национальных меньшинств, а также права и свободы граждан, в зависимости от национальности и расовой принадлежности.

Существует также

метод беседы

, основанный на вербаль­ной коммуникации и имеющий частный характер. Он приме­няется главным образом при изучении этнической картины мира.* Беседа предусматривает выявление интересующих ис­следователя связей на основе эмпирических данных, получен­ных на живом двустороннем общении с объектом. Как пра­вило, беседа является вспомогательным методом, так как при анализе ее хода и результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его от­ношения к исследователю, основанного на симпатии либо неприязни.

* Этническая картина мира — единая когнитивная ориентация, фак­тически — невербализованное, имплицитное выражение понима­ния членами каждого общества, в том числе и этнической об­щности, «правил жизни», диктуемых социальными, природными и «сверхъестественными» силами. Представляет собой свод основ­ных допущений и предположений, обычно не обсуждаемых, но направляющих и структурирующих поведение представителей дан­ной общности. Считается, что все нормативное поведение груп­пы или общности — функция особой этнической картины мира.
Беседа даст положительные результаты в том случае, если она будет отвечать следующим требованиям:

• намеченные вопросы должны всесторонне охватывать проблему исследования;

• вопросы должны быть заранее продуманными, кратки­ми, понятными испытуемому и не наталкивать его на какие-либо однозначные ответы;

• между исследователем и испытуемым должны быть уста­новлены доверительные взаимоотношения, при которых ис­пытуемый даст искренние и правдивые ответы на задаваемые вопросы;

• результаты беседы точно записываются и затем анализи­руются и обобщаются.

В истории развития этнопсихологии как один из подходов применялся метод изучения психологии народа по продуктам его духовной деятельности: фольклору и различным верованиям.

К.Д. Кавелин

писал, что, сравнивая однородные явления и продукты духовной жизни у различных народов либо у того же народа, но в разные исторические эпохи его исторической жизни, можно определить, как эти явления изменялись. В то же время здесь заметен и процесс таких изменений, которые, в свою очередь, служат материалом для исследования законов психологической жизни. Однако данный подход не всегда вос­принимался в связи с тем, что восстановить процесс деятель­ности при помощи анализа ее продуктов можно лишь условно. Таким образом, о психических особенностях этнических групп можно судить также по

исследованию продуктов деятельности

, то есть по таким материалам, как рисунки, письменные сочи­нения. Одним из основных продуктов деятельности любой эт­нической группы является фольклор. Это можно проследить на примерах средневековой скандинавской литературы (в частно­сти, на таких памятниках, как «Старшая Эдда», «Сага о Ньяле» (Njals saga), а также на ирландском и исландском эпосе), где отражены быт и особенности нравов скандинавов. Другим примером могут стать произведения древнеримских авторов, которые раскрывают не только этнопсихологические особен­ности римлян, но и понимание специфики других народов жителями Римской империи.

В современной психологии нашли широкое применение различные

тесты

. Использование тестов применительно к представителям этнической группы должно быть связано со следующими требованиями:

• тест должен являться подлинным показателем изучаемого явления либо процесса;

• тест должен давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не близкое или схожее явление;

• при тестировании необходимо обращать внимание не толь­ко на результат решения, но и на сам процесс решения, так как один и тот же результат может быть достигнут разными пси­хологическими путями;

• неприемлемой является попытка при помощи тестов ус­тановить предел, «потолок» возможностей представителей эт­нических групп.

Негативной стороной использования тестов является непро­извольное проявление субъективизма со стороны лица, про­водящего тестирование.

Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и этнопсихологическими исследованиями всегда есть определенные расхож­дения. Абстрактные, необоснованные заключения о психоло­гических особенностях народов способны оскорбить нацио­нальные чувства. Здесь кроется острая проблема — надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования этнических общностей.

Все эти методы правомерны и взаимодополнительны, од­нако лишь при условии правильной общеметодологической ориентации. В данной отрасли психологии недопустим мета­физический подход, при котором национальные особеннос­ти психики абсолютизируются, отрываются от реальной ис­тории народа, трактуются как нечто извечное и фатальное, так как применение такого метода влечет за собой выводы, противоречащие истинному положению вещей.

1.7. Функции этнической психологии



Этнопсихология, как и любая наука, выполняет в обще­стве свои функции. Выделяют следующие

функции этнопси­хологии

:

• гносеологическую;

• описательную;

• прогностическую;

• культурологическую;

• коммуникативную;

• этнополитическую;

• воспитательную.

Под

гносеологической

функцией следует понимать задачу познания закономерностей, возникающих в психике субъек­тов этнопсихологии. Гносеологическая функция предусматри­вает также изучение возможности познания и отношение зна­ния к объективной реальности, в ходе чего исследуются сту­пени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Под

описательной

функцией следует понимать задачу рас­познания и определения характерных черт и признаков каж­дой этнической общности. Это функция психологического ис­следования, состоящая в фиксировании результатов изучения этнических групп и общностей при помощи определенных систем обозначения, принятых в науке.

Как одну из функций этнопсихологии, имеющую большое значение для государств на современном этапе, выделяют

про­гностическую

функцию. Суть ее заключается в теории и прак­тике прогнозирования, осуществляемого на базе этнопсихоло­гии. При помощи прогностической функции этнопсихологии можно получить, например, сведения о возможности возник­новения этнических конфликтов на территории определенно­го государства либо спрогнозировать межличностные отноше­ния членов нескольких этнических общностей.

Под

культурологической

функцией понимается изучение этнопсихологией культурных процессов, происходящих в кон­кретном этносе, а также особенности обычаев, обрядов, фольк­лора, присущих определенной этнической общности.

Коммуникативная

функция предполагает изучение процес­сов межличностного общения членов различных этнических групп. Другой стороной коммуникативной функции является изучение особенностей поведения членов различных этничес­ких групп в межличностном общении.

Этнополитическая

функция этнопсихологии предполагает тщательное изучение политических процессов, происходящих в этнических группах, с соответствующей выработкой рекомен­даций по бесконфликтной политике государства по отноше­нию к населяющим его этническим группам, учитывая инте­ресы национального большинства и меньшинства страны.

Под

воспитательной

функцией понимается изучение психо­логии представителей различных этнических групп с целью формирования наиболее эффективной программы образования и воспитания с учетом специфики их психических особеннос­тей. С другой стороны, воспитательная функция позволяет из­бегать формирования этнических предрассудков и способствует интернациональному воспитанию общественности, целью ко­торого является бесконфликтное общение в пределах много­национального государства. Основными задачами воспитатель­ной функции этнопсихологии в Украине являются:

• разработка теоретических и методологических положений по проблемам национального воспитания, адекватных требо­ваниям национальной школы и соответствующих институтов украинского государства на современном этапе;

• переосмысление целей воспитания, форм его организа­ции в соответствии с запросами времени и задачами суверен­ной Украины;

• создание целостной системы национального воспитания, которая представляет собой логическую взаимосвязь нацио­нальной культуры, языка, науки, образования, традиций и веры;

• обоснование необходимости введения в содержание вос­питания национального компонента, связанного с общече­ловеческими ценностями, то есть усвоение ценностей свое­го народа с учетом культурных особенностей других наро­дов;

• раскрытие механизмов передачи этнокультурных тради­ций в процессе воспитания молодежи.

Национальное воспитание при этом выступает не только фактором повышения воспитательного влияния на личность, но и средством успешного развития нации.

Г. Сковорода

пи­сал: «Каждый должен познать свои народ и в народе познать самого себя... Если ты украинец, будь им... Если ты поляк, то будь поляком... Все хорошо на своем месте и в своей мере».*

* Цит. по: Педагогические идеи Г. Сковороды / Под ред. А. Дзеверина. - К., 1972. - С. 33.
В связи с воспитательной функцией важной категорией эт­нопсихологии выступает «национальное самоуважение» — мо­рально-этическая оценка нацией своих собственных поступков, моральных особенностей, мотивов, совести нации. Способность к национальному самоуважению формируется в длительном процессе социализации нации, становления национальной культуры. В связи с этим возможно выделение двух уровней национального самоуважения:

• психологическое отношение к ценностям собственной нации, выражающееся в национальной гордости;

• моральное самосознание как форма проявления права нации на самоопределение.

1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии



Сложность изучения этнических процессов состоит не толь­ко в полном отсутствии в ряде случаев статистических матери­алов, но и в том, что до сих пор не выработана устойчивая эт­ническая терминология, отсутствует общепринятая типология этнических процессов, не разработаны четкие критерии, опре­деляющие степень завершенности этих процессов.

Чтобы в последующем лучше понять сущность этнопсихо­логии, необходимо рассмотреть такие термины, употребляемые в данной отрасли психологии, как психический склад нации, национальный характер, этнические стереотипы, этнические кон­фликты и эгоцентризм.

Исходя из теоретических положений психологии, основны­ми структурными компонентами национальной психологии можно считать: национальный характер, национальное чув­ство, особенности склада ума, национальный темперамент, обычаи, традиции, нравы, что можно объединить в понятие национального самосознания.

Психический склад нации

как сочетание национального са­мосознания, чувства и характера имеет историческую приро­ду и эволюционирует с изменением условий жизни. Националь­но-психологические особенности проявляются по-разному у различных классов, социальных слоев, групп. Однако при рас­смотрении конкретных черт и особенностей психического скла­да нации достаточно сложно придерживаться этой трехзвенье­вой структуры, тем более что в повседневной жизни эти особен­ности проявляются в устоявшихся поведенческих стереотипах, в привычном образе действий в той или иной обстановке, что в большей степени относится к национальному характеру.

Понятие

национального характера

по своему происхожде­нию не теоретико-аналитическое, а описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, а за ними — географы и этнографы для обозначения специфических особенностей по­ведения и образа жизни народов. При этом одни подразумева­ли под национальным характером свойства темперамента и эмоциональных реакций народа, другие описывали различия социальных установок, ценностных ориентации, морали, от­ношения к труду и т.д. Однако социальная и психологическая природа этих явлений различна. Национальный характер под­разумевает систему свойств не отдельного индивида, а много­численной группы — нации или народности.

Этническими стереотипами

являются относительно устой­чивые представления о моральных, умственных, физических качествах, характерных для представителей различных этни­ческих общностей. В содержании данного термина, как пра­вило, зафиксированы оценочные суждения об указанных ка­чествах.

Упоминая об

этнических конфликтах

, мы говорим прежде всего о форме межгруппового конфликта, в котором группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Нарастание конфликта сопровождается ростом эго­центризма, свойственного в той или иной степени этничес­кому самосознанию любого уровня развития, усилением ин­тенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов. Подробнее этнические конфликты мы рассмот­рим в Главе 4.

Под

эгоцентризмом

как формой проявления этнического конфликта понимается неспособность индивида, сосредоточен­ного на собственных интересах, изменить исходную познава­тельную позицию по отношению к некоторому объекту, мне­нию или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма следует искать в не­понимании субъектом того, что возможно существование дру­гих, противоположных точек зрения, в наличии у него имп­лицитной уверенности в том, что психологическая организа­ция других людей тождественна его собственной.

1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе



На сегодняшний день приоритетными становятся аспекты национального возрождения, о которых заявил американский ученый

А. Лоу

. Значение этнопсихологии возрастает, так как уже сегодня чрезвычайно важно вникнуть в суть психологичес­ких аспектов этносов. Данная приоритетность непосредственно связана с практическим значением этнической психологии, обусловленным активизацией пассивного большинства насе­ления, которое всегда помогает политической реакции одер­жать победу, а также в устранении торможений, препятст­вующих развитию стремления к свободе, которое возникает благодаря социально-политической ситуации в той или иной стране.

Таким образом, изучение национально-психологических особенностей не является самоцелью. Оно необходимо для ана­лиза деятельности представителей конкретных общностей, воспитательной работы с ними, а также для повышения уров­ня их деятельности, развития, а также для организации циви­лизованных отношений между народами.

Разработка этнопсихологии, особенно ее социально-психо­логических аспектов, в настоящее время имеет важное значе­ние для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национально­го самосознания, его развития в различных социальных и на­циональных средах. Проводимые исследования в области этно­психологии должны помочь гармонически сочетать общие ин­тересы граждан с интересами каждой отдельной нации. В этом состоит гуманистическая и прикладная направленность этно­психологии.
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
© 8712.ru
Образовательные документы для студентов.