Считать ли Навруз мусульманским праздником?

Навруз. Фото с сайта tspi.zn.uz

Согласно данным Википедии, Навру́з — праздник весны и начала нового года у кавказских, иранских и тюркских народов. Само слово Навруз (перс. نو روز — Now ruz) переводится с персидского языка и означает «новый день».

Согласно разным источникам история Навруза неразрывно связана с зороастризмом. Легенда утверждает, что в этот день Зороастр был избран богом, чтобы приносить людям счастье.

Согласно учению священной книги зороастризма Авесты, Навруз связывают с царем Джамшидом, на которого этот день, по легенде, упали солнечные лучи. Учение Авесты утверждает, что каждую весну люди должны отмечать появление жизни в шести видах – вода, земля, небо, животные, растения и человек.

В средние века Навруз продолжался 13 дней. Новый год встречали в поле в самом конце торжеств. Вышедший насладиться природой в поле будет в течение всего года счастливым и благополучным.
Однако по мусульманским обычаям счастье и благополучие будет дано тому, кто соблюдает повеления Всевышнего и не приемлет запретного. Мусульманский новый год не предусматривает никаких торжеств.

Жители Междуречья праздновали Навруз в «Храме огня». Сегодня широко распространен обычай разжигать костры во время празднования Навруза.

Праздник Навруз начинает отмечаться с первый день по иранском календарю, что приблизительно соотвествует 21 марта.

Традиционно в Навруз посещают одиноких и больных и сторонятся кладбищ. Взошедший на небо дух погибших Форохар, возвращается на землю на праздник Навруз. Подобные преставления противоречат исламскому вероучению, проповедующему, что души умерших до Судного Дня находятся в могиле.

История Навруза безусловно свидетельствует, что как праздник Навруз существует. И отмечать его может каждый гражданин. Но означает ли, что праздник возрождает культуру, не нанесет ли ущерб попытка связать жизнь мусульман с языческими обрядами?

Сегодня многие отмечают «китайский», «еврейский», «персидский» и иной другой новый год, не учитывая исторически сложившихся условностей. Вырождение духовных ценностей стоит за подобным отношением к культуре.

Молодое поколение придает национальному восточному колориту мусульманскую окраску. Прыгая через семь костров, принимая ритуальную пищу и обрызгивая окружающих водой, молодежь, по её мнению, "приобщается к корням". Возможно, что не все знают, что поистине мусульманские праздники сопровождают другие радости жизни.

Каждый год жители восточных и кавказских стран – узбеки, таджики, азербайджанцы и многие другие - идут встречать Навруз. При этом для многих тяжелой обязанностью, которую очень сложно выполнять в современных условиях, остается священный месяц Рамадан.