.RU

С. В. Кукалев опыты йоги пособие по развитию таланта


III. СТУПЕНИ ЙОГИ И АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ



функционально-ресурсного подхода (ФРП)




СТУПЕНИ ЙОГИ

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

КОММЕНТАРИИ

I. ЯМА социальные ограничения

(первая ступень йоги)



I. ФУНКЦИЯ операции анализа ситуации

(первый этап решения задачи)



Ход анализа ситуации в ФРП согласован с этическими принципами (ограничениями) Ямы

1. АХИМСА -

ненасилие (основной принцип всей йоги)



1 . ЗАДАЧА - проверка ситуации на наличие задачи - что будет, если ее вообще не решать (мысленный "сдвиг" ситуации в будущее)?

Не следует что-либо менять искусственно (пока нет задачи), а только в случае действительной необходимости

2. САТЬЯ -

правдивость



2. ОБЪЕКТ - выбор (уточнение) объекта - носителя проблемы: кого трудность, перед кем задача?

Нужно точно (правдиво) понять, чьи действия (функции) выполняются плохо - у кого задача?

3. АСТЕЯ -

не воровство



3. МЕСТО - уточнение места \ времени возникновения задачи (в т. ч. мысленный "сдвиг" задачи в прошлое - в точку ее возникновения)

Это позволяет сразу сделать установку на решение задачи минимальными усилиями, без избыточных затрат

4. БРАХМАЧАРЬЯ - не распущенность

4. ДЕЙСТВИЕ - четкая, правильная формулировка вызвавшей задачу функции ("плохого" действия)

Эта операция требует большой внутренней дисциплины, самоконтроля

5. АПАРИГРАХА - не копить, не собирать

5. СУЩНОСТЬ - уточнения сущности выявленной функции

В обоих случаях - это умение четко понять потребности

II. НИЯМА моральное, личностное совершенствование (вторая ступень йоги)

II. РЕСУРС операции поиска ресурсов для устранения проблемы

(второй этап решения задачи)



Совершенствование окружающего мира (решение задач) согласовано с базовыми принципами развития личности

1.ШАУЧА -

внешняя и внутренняя (моральная) чистота



1 . СВОЙСТВА - последовательный выбор свойств искомого ресурса, исходя из условий задачи

Сделать попытку "чистого" решения задачи, без специальных (см. ниже) приемов

2. САНТОША -

удовлетворенность



2. ЗАКОНЫ - учесть при поиске ресурса законы развития систем данного класса (вида)

Не следует нарушать внутренней гармонии (законов развития) системы или процесса

3. ТАПАС -

наличие цели



3. ОБЛАСТЬ - сформулировать ограничения на область поиска необходимых ресурсов (где их искать?)

Нужно задать цель - область поиска ресурса, - направляющую дальнейшие действия

4. СВАДХЬЯЙЯ -

постоянное разностороннее самообразование



4. АНАЛОГ - найти подсказку в задаче-аналоге или "альтернативной системе" (с аналогичной функцией, но без недостатков)

Требуется хороший кругозор и знания (осведомленность) в самых разных областях науки, техники и культуры

5. ИШВАРА ПРАНИДХАНА -

посвящение своих действий людям



5. ПРОТИВОРЕЧИЕ - выявить имеющееся противоречие и применить его как прием поиска ресурсов

Построить (сформулировать) и затем устранить противоречие - значит достичь гармонии

III. АСАНЫ физическое совершенство - подъем энергопотенциала

(третья ступень йоги)



Ш. РЕШЕНИЕ выбор конкретных ресурсов для выполнения требуемой функции

и способов их использования (третий этап решения задачи)



Решение сложной задачи требует большого энергопотенциала для преодоления барьера "генерации новой формы", что обеспечивается Асанами

IV. ИЗБРАННЫЕ ЗАДАЧИ



(из Пособия для слушателей Санкт-Петербургской школы практической Хатха-йоги по курсу "Технология жизни") *


1. Как перейти вброд реку, не замочив при этом ног (предложить не менее 5 способов)?

2. Как отвернуть заржавевшую гайку (не менее 5 способов)?

3. Как быстро охладить вино (не менее 3 способов)?

4. Как сделать бандаж (закрепить разлохмаченный конец веревки)?

5. Как намотать нитку на воткнутую в ткань иголку, оба конца которой торчат с одной стороны ткани, но так, чтобы можно было вынуть ее, не разматывая нитку?

6. Кастаньеты без кастаньет (как щелкать пальцами)?

7. Как измерить ядовитую змею?

8. Как из мухи сделать слона?

9. Как измерять биоэнергию?

10. Является ли любовь способом повышения ЭПК? А средством его измерения?

11. Можно ли использовать "энергетических вампиров" с пользой для себя? Если можно, то как?

12. Для чего можно использовать миксер, юбку, молоток, старые спичечные коробки, другие окружающие вас предметы?

13. Придумать (методами развития творческого воображения - РТВ) новое на примере: календаря, игрушки, украшения, инструмента и проч.

14. Придумать рекламу курсов йоги.

15. Определить главную функцию мочки уха.

16. Зачем существует электрон?

17. Сформулируйте главную функцию человека.

18. Проведите функциональный подход в анализе любой (бытовой) ссоры (в транспорте, на работе, в семье).

19. Как овладеть ситуацией? На примерах конкретных ситуаций из вашей жизни подумайте и перечислите то "твердое", на что было можно опереться для перехвата управления, поищите свободные доступные ресурсы перехвата.

20. Произведите сравнительный анализ понятий "душа" и "личность".

21. Возможно ли соблюдение Ахимсы в жестком коллективе?

22. Может ли мстить эгрегор?

23. Поддерживать ли жизнь безнадежно больных?

24. Отдаваться ли страсти (эмоции или разум)?

25. Рационализм и романтика. Сравнительный анализ.

26. Жениться (выходить замуж) лучше по любви или по расчету?

27. Как разрешить ситуацию любовного треугольника из первой части романа Д. Лондона "Сердца трех" (или снятого по этому роману кинофильма).
* Подсказки для решения некоторых из приведенных здесь задач (там, где они могут быть кратко сформулированы и где при решении задачи легко можно проскочить критическую точку) приведены в конце этого Приложения.
28. Каково лучшее лекарство от любви и как вообще управлять своими чувствами?

29. Как избавиться от постоянного цейтнота?

30. Как заработать много денег (и зачем)?

31. Зачем человеку свободное время?

32. Как управлять страной?

33. Попытайтесь разгадать самую большую, с вашей точки зрения, загадку мира.

34. Определите ваше отношение к геометрии и докажите его.

35. Чем отличаются друг от друга художественное, техническое и научное творчество?

36. Как развить уверенность в себе?

37. Что закодировано в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Валерик"?

38. Является ли желание "дать сдачи" признаком силы? (Ваше отношение к мести).

39. Должно ли добро быть с кулаками?

40. Что такое обида и каковы ее функции? Как с ней бороться?

41. Почему супруги со временем часто перестают замечать друг друга?

42. Почему дети иногда раздражают родителей?

43. Коан (тема для размышлений в культуре Дзен): право требовать.

44. Коан: мой путь.

45. Что такое забывание.

46. Обоснуйте ваше обычное (наиболее часто проявляющееся) отношение к новому человеку, с которым вам, возможно, придется вместе делать какое-то дело (открытое, доброжелательное, замкнутое, осторожное, агрессивное и т.п.).

47. Что можно сказать о человеке по его жестам, взгляду, интонациям? Надо ли их анализировать?

48. Способствует ли потребление алкоголя раскрытию личности?

49. Люди разных культур живут в одном мире или в разных? Объясните свое мнение.

50. Сформулируйте требования к поведению и речи, усиливающие их суггестивное воздействие на других.

51. Придумайте приемы скоростного перехвата управления в общении двух человек и в группе.


Дополнение

: Избранные задачи из "Педагогического задачника" (см. кн. В. И. Слуцкого "Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека" [86]).*
* Нумерация задач сохранена такой, какой она была в указанной книге (там же можно найти и ответы на них).
1. Вам позвонила ваша хорошая знакомая и печальным голосом, убитым тоном пожаловалась, что чувствует себя очень одиноко, что больше не верит в жизнь и что постоянно думает о смерти. Вы обещали к ней вечером заехать. Как и о чем вы будете с ней разговаривать? Ваша задача - помочь ей.

3. На уроке в пятом классе вы попросили двух мальчиков дать вам дневники, но они отказались это сделать. С одной стороны, идет урок, с другой - нельзя психически травмировать этих мальчиков; а в то же время, раз вы потребовали дневники, значит, обязательно нужно добиться, чтобы вам их дали, иначе дети воспримут этот случай как сигнал к тому, чтобы вообще не слушаться вас. Как вы поступите?

5. Вы встретили на улице женщину, которая прямо на глазах у прохожих жестоко избивает своего ребенка. Ребенок отчаянно плачет. Если сделать женщине замечание, она еще больше разозлится, пройти мимо тоже невозможно. Как быть?

7. Вы шли по улице, никого не трогали, и вдруг к вам сзади подходит милиционер - огромный детина, берет вас под локоть и говорит: "Пройдете со мной", на ваш же недоуменный вопрос ничего не отвечает и опять-таки требует, чтобы вы следовали за ним. Как вы поведете себя?

10. Вы - Иван Иванович. А ваш друг, Иван Никифорович, человек крайне грубый и несдержанный, обозвал вас прилюдно "гусаком". Если прямо потребовать у Ивана Никифоровича извинений, то он только больше раскипятится и наговорит еще каких-нибудь грубостей; а если ничего не сказать, оставить так, то Иван Никифорович подумает, что это ничего, и будет грубить дальше. Что вы будете делать?

12. Мишель Монтень в своих "Опытах" описывает следующий подлинный случай. Римский император Август получил достоверное предупреждение, что один из его приближенных (Цинна) составил заговор против него с целью его убить. Остальные же участники заговора были неизвестны. Как следовало поступить Августу?

15. Один мой знакомый учитель говорит: "Если у тебя появилось желание выгнать ученика из класса, выйди сам". Что это - простое зубоскальство? Или здесь есть смысл?

16. Януш Корчак предлагал желающим написать трактат на тему "Бабушка как фактор воспитания в семье". Попробуйте составить список основных ролей (функций. - К.С.), которые играют бабушки, живущие вместе с детьми и внуками.

18. Вы - старший в семье (брат или сестра). Вы привыкли трудиться, считаете труд главной обязанностью. Вашего младшего брата в отличие от вас баловали. Он лентяй, разгильдяй, грубит родителям, прогуливает уроки в школе, плохо учится, хотя очень способный. Однажды, когда брат нагрубил матери, вы не выдержали и ударили его. С тех пор брат злится на вас, старается вас избегать. При встречах дерзит, насмехается над вами. Как следует действовать, чтобы нормализовать отношения с братом и в то же время принести ему пользу?

19. Один из мальчиков вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно бьет девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не ударить ее. Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют, от этого становится только хуже. Как быть?

21. Психологи иногда утверждают, что собаки умнее и проницательнее людей. Действительно, если у вас есть собака, вы знаете, что она иногда очень точно чувствует скрытый подтекст слов, угадывает, добрый или злой человек, который к вам пришел. Как это объяснить?

22. Карен Прайор утверждает, что хвалить за хорошую дисциплину в классе нужно ни в коем случае не педагога, а детей. Почему?

24. Есть люди, которые совершенно не интересуются собой, не думают о себе. Это тоже своего рода болезнь. Особенно она распространена среди людей так называемого сталинского поколения. Представьте себе, что ваша мать или отец - такой человек. Как сделать так, чтобы она (он) начала интересоваться собой?

25. Учительница привела к директору ученика, который ей постоянно грубит на уроках; она просит принять меры, говорит, что не обязана выслушивать оскорбления. Как следует поступить директору?

26. Молодая учительница испытывает трудности в классе. Она позвала опытную учительницу "на помощь", но та отказалась. Правильно ли она поступила?

28. Мальчики часто считают обнаженное тело, особенно женское, чем-то неприличным. Почему?

29. Вот несколько образцов педагогической мудрости.

1) Огонь тушится не огнем, а водой.

2) Агрессия - крик о помощи.

3) Подготовка к обороне - это подготовка к нападению.

4) Хочешь рассеять тьму - включи свет.

5) Бунтовщик - это взбесившийся раб.

6) Самый несчастный тот, кто считает себя всегда правым.

7) Не спрашивай человека, совершившего ошибку, почему он так поступил: он этого не знает.

В чем их смысл? Верны ли они?

30. Так называемое золотое правило педагогики гласит: никогда не сравнивай людей друг с другом, сравнивай человека только с самим собой. Почему это так?

33. Вот некоторые типичные утверждения "рядовых необученных":

1) То, что я делаю, - верно.

2) Я такой, и другим быть не могу.

3) Душевные страдания - признак высшей натуры.

4) Я хочу, чтобы он был хорошим, и пытаюсь что-то делать для этого, но он остается плохим - значит, он меня оскорбляет.

5) Я не могу ничего изменить, потому что другие делают плохо.

6) Он плохой, поэтому я не буду ему помогать.

Краткие подсказки к задачам Приложения IV.

№ 12 - для всего.

№ 15 - в зависимости от ситуации. в любом большом тексте).

№ 17 - сохранение и развитие вида.

№ 21 - да за прошлое).

№ 22 - да.

№ 24 - одно не исключает другого.

№ 25 - романтика относится к цели, а рационализм к средству.

№ 28 - см. Овидия и Стендаля

№ 29 - перестать беспокоиться.

№ 30 - украсть. состоящее...

№ 31 - свободное от чего?

№ 35 - областью приложения.

№ 37 - все (каждый найдет свое, как

№ 38 - нет (месть - это борьба

№ 40 - см. книгу (реакция на обманутое ожидание).

№ 41 - из-за смены потребностей.

№ 42 - родителям не хватает энергопотенциала.

№ 45 - социальное явление,

№ 49 - в разных.


V. РАЗЛИЧИЯ ТЕОРИЙ СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ (ТСМ)



Тезисы доклада на Альтшуллеровских чтениях. Санкт-Петербург, 25 ноября 1996 г.




Характеристика сравнения

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Теория системного мышления

(В. Сорокин)



Религия* Личного Пути - РЛП

(С. Кукалев)



Базовая идея

Любая техническая система (ТС), развиваясь по своим законам, порождает неравномерное развитие частей системы, что приводит к противоречиям, решение которых (с выделением двух конфликтующих элементов и/или их свойств) улучшает параметры этой системы

Мир состоит из систем, связанных отношениями (по РЛП - охваченных взаимодействиями), поэтому при сознательном развитии любых систем необходимо учитывать их системный характер и отношения между системами

Любое мышление (в том числе сильное) невозможно в отрыве от его носителя - человека и осуществляется им (в некоторой области) для достижения каких-то целей, т.е. мышление - это глубоко индивидуальный процесс удовлетворения потребностей, требующий затрат энергии и осуществляемый конкретным человеком на базе имеющихся у него свернутых моделей действий (логико-психологических координат - ЛПК). Как основа таких моделей - обобщенный подход, анализирующий развитие и функционирование любых систем, - функционально-ресурсный подход (ФРП) Развитие личности характеризуется тремя базовыми критериями: энергопотенциал- потребность- логическая координата (ЭЛЛ К) и осуществляется в неких обстоятельствах (в надсистеме), определяющей состояние этого ЭПЛК

Основное назначение

Решение задач,** возникающих при развитии технических систем любого вида

Сознательное развитие систем любого вида (получение спектра всех основных идей для возможной их последующей реализации)

Развитие творческой личности как целостности (единства) тела, души и интеллекта через развитие ее базовых качеств (ЭПЛК) с учетом обстоятельств, определяющих характер их совместного существования

Степень общности

Поиск решения идет от частного - проблемы, через ее уточнение и ужесточение (анализ) к общему

Обеспечивает системный подход к задачам (от общего к частному), т.е. планомерное развитие систем любой природы (без учета личности поисковика)

Опираясь на современные научные модели личности и общества, развивает личность, дает системный подход к ТСМ. При большом ЭПЛК возможен учет обстоятельств, позволяющий обрести внутренний покой и понимание Цели

Глубина проработки

Достигнута детализация методов и процедур применительно к различным типам задач. Включает в себя ТРТЛ, не опирающуюся на идею ненасилия и не учитывающую структуру личности

Данные отсутствуют

Неравномерная по методам подъема энергопотенциала физиологически обоснованная проработка (существует большой опыт применения): управление потребностями через использование достаточно простых принципов; формирование ЛПК обеспечивается наличием универсального алгоритма работы в рамках ФРП

Связь с опытом и достоверностью

Опирается на зафиксированный в заявках опыт многих изобретателей (степень внедренности не проверялась). Эффективность проверена на многих технических задачах

Опирается на логику и интуицию (отражающие закономерности всего окружающего мира). Эффективность проверена на задачах различной природы (данные неполны)

Использует идеи и методы ТРИЗ и опирается на логику и интуицию, имеет много общих черт с ТСМ В. Сорокина. Эффективность проверена на задачах различной природы (в том числе бытовых, моральных и т. п.), имеются примеры решения задач, «не берущихся» методами ТРИЗ

Легкость освоения

Для знакомства с основами теории не требуется больших усилий, что обеспечивает возможность достаточно широкого распростра-

Данные отсутствуют

Требует значительных усилий на освоение базовых инструментов подъема энергопотенциала, что сильно сдерживает распростране­ние теории. Алгоритмическая часть пока не обеспечена доста­точной базой примеров и контрпримеров, и ее освоение также вызывает некоторые трудности

Широта использования

К тризовцам себя относят сотни специалистов из самых разных отраслей (уровень общественного движения)

Используется только автором (?)

Используется редко и не в полной мере

Выводы

Основное достижение Г. С. Альтшуллера - создание общественного движения творческого поиска (а отнюдь не ТРИЗ и ее информационное обеспечение)

Обеспечивает возможность эффективного развития систем. Не использует идеи ТРИЗ

Имеет много общих черт с ТРИЗ и ТСМ В. Сорокина, но направлена не столько на развитие сильного мышления, сколько на развитие самого мыслителя, к чему готовы немногие


Примечания.

* Название связано с тем, что развитие научных основ данной ТСМ естественным образом приводит к идеям, в настоящий момент не поддающимся научному изучению и, таким образом, являющимся исключительно предметом веры.



** Функцию постановки задач (в том числе в рамках ТРИЗ) хорошо выполняет функционально-стоимостной анализ (ФСА). Имеется опыт проведения ФСА на базе потоковых моделей.

VI. РАЗЛИЧИЯ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ





Критерий сравнения

Языческие религии (в т.ч. восточные)

Монотеистические религии

Религия Личного Пути (РЛП)

Основная функция

Сохранение (в поколениях) фрагмента социокода (не закрепленной в генах информации, необходимой для функционирования племени, касты, народности) через механизм суггестии

Сохранение всего социкода - общечеловеческих ценностей (в последнее время выполнение этой функции перехватывается - на фоне высокого общего образования - средствами массовой информации: книгами, газетами, радио, ТV)

Обеспечение свободного (для достижения чего-либо) целенаправленного развития личности (в рамках данной культуры)

Используемые средства

Ритуал в рамках традиции как форма существования общества

Ритуал в рамках церкви, постоянно направляющий и поддерживающий существование личности

Индивидуальная культура мышления, формирующаяся на базе высокого энергопотенциала и управляемых потребностей за счет сознательных усилий личности

Объект веры

Иерархия Богов

Один Бог (с подчинением ему иерархии языческих Богов)

Путь к Цели как форма проявления силы и согласованности внешних обстоятельств

Ведущий этический принцип (эмоция)

Страх наказания (как простейший способ управления массами) на базе магии ритуала

Объединяющая всех любовь к одному Богу с сохранением страха наказания (что не согласуется с реальным неравноправием людей и наличием различных конфессий)

Ненасилие, дающее внутреннее спокойствие и чувство веры в себя, как развитие имеющихся в предыдущих религиях идей типа Дао, личного Ангела-хранителя и т.п.

Отношение к личности

Личность не выделена, поэтому нет и сравнения (каждый выполняет свою функцию)

Проявляется личность, при этом теоретически все равны перед Богом, хотя очевидно, что они не равны в жизни, - торжество идеи сравнения

Все различны (у каждого свой Путь), однако идея сравнения вообще не используется (при научной обоснованности полной идентичности субъективных "Я")

Связь с опытом и наукой

Опирается на глубокое интуитивное знание мира и согласована с ним

Обеспечивает зарождение науки (объективизированного знания)

Опирается на научные модели мира

Распространенность

Повсеместная, в том числе как рудименты в других религиях

Массовая

Единичная (на настоящее время)


Примечание. Сходство всех религий состоит в принципиальной непознаваемости свойств основного предмета веры при очевидности объективного существования всех религий и Богов как элементов культуры (или как картин мира), независимо от нашей веры или неверия в них, свойства Богов не объективны и меняются (формируются) в процессе их "жизнедеятельности".
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
© 8712.ru
Образовательные документы для студентов.