.RU

Руководство для инструкторов по вопросам подготовки сотрудников тюрем в области прав человека

Глава 16



ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК И КОНТРОЛЬ ЦЕЛЬ

Тюремные власти обязаны обеспечивать физическую безопасность заключенных, персонала и посетителей. Это значит, что в тюрьмах следует поддерживать должный порядок. Цель настоящей главы заключается в том, чтобы подчеркнуть, что должный порядок требует гораздо большего, чем один лишь контроль, и что его лучше всего поддерживать позитивными средствами.



ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ

В тюрьмах должны обеспечиваться безопасные условия для всех содержащихся и работающих в них лиц, т.е. для заключенных и сотрудников персонала, а также для посетителей.

Ни один заключенный не должен опасаться за свою физическую безопасность. Кандалы и цепи вообще нельзя использовать в качестве специальных средств.

Дисциплину и порядок следует поддерживать с твердостью, вводя, однако, только те ограничения, которые необходимы для обеспечения надежности надзора и соблюдения должных правил общежития в заведении.

Эти принципы следует представить наглядно, чтобы их можно было видеть в ходе всего занятия.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ



Упражнение:

Обучаемым следует разделиться на пары и, используя Сборник международных договоров, найти основу каждого из этих принципов.

Попросите зачитать эту информацию для группы.

ВЫВОДЫ

Важным элементом является то, что если работники тюрем применяют разумный подход, то тюрьмы функционируют более эффективно, т.е. в них поддерживается должный порядок и контроль.

В практическом плане это позволяет добиться разумного поведения со стороны заключенных.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации следует излагать по отдельности, с использованием визуальных средств, всякий раз поощряя их обсуждение.

Обучаемые, возможно, пожелают поделиться собственным опытом. Если это наносит ущерб предмету обсуждения, то важно попытаться установить, какие другие факторы могли повлиять на результат.

87

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Перечень тем содержится в Пособии.

Методика:

Для проведения обсуждения обучаемых следует разделить на небольшие группы. Каждой группе следует предложить по две темы, с тем чтобы они подготовили краткое сообщение для всей группы в конце занятия.

Сотрудникам тюрем ежедневно приходится иметь дело с одной из наиболее трудных категорий людей в любом обществе. Темы, включенные в этот раздел, касаются стратегий обеспечения безопасного, эффективного и гуманного обращения с такими людьми.

Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:

последовательность в применении правил предполагает соблюдение принципа справедливости;

поведение заключенных, как и вообще всех людей, не всегда точно соответствует установленным правилам;

в связи с этим сотрудники тюрем нуждаются в соответствующей подготовке и руководящих указаниях по вопросам применения установленных правил, включая обсуждение возникающих вопросов;

работать в тюрьме нелегко, и простых путей в надлежащем выполнении работы не существует; заключенным нельзя позволять делать все, что они хотят, даже если поддерживается спокойствие и внешний порядок. Персонал не должен следовать такой методике в вопросах поддержания контроля;

работники тюрьмы должны быть весьма активными; они должны участвовать во внутренней жизни тюрьмы и всячески стараться не демонстрировать предпочтений и не участвовать в тайных сговорах или распространении слухов;

следует разработать открытые стратегии борьбы с практикой запугивания, которые должны применяться ко всем лицам в тюрьме и четко установить порядок действий жертвы и свидетелей запугивания;

практику запугивания следует открыто обсуждать и осуждать как проявление малодушия;

переселению или изоляции должны подвергаться не жертвы запугивания, а лица, признанные виновными в такой практике;

лучший способ обучения - это личный пример; опытные сотрудники могут знакомить новичков с оптимальными методами работы, постоянно показывая им, как нужно выполнять работу;

для того чтобы должным образом выполнять свою работу, особенно перед лицом провокаций со стороны заключенных, работники тюрем должны быть уверены в собственных силах;

некоторые заключенные могут обладать надлежащей квалификацией и быть в состоянии вносить вклад в поддержание режима в определенных областях. Им ни при каких обстоятельствах нельзя вверять или позволять устанавливать контроль над другими заключенными; осуществление контроля является прерогативой персонала.

88

РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ



Методика:

Разбор может проводиться либо на основе распределения ролей, либо в форме дискуссии за круглым столом с участием членов группы инструкторов, обладающих опытом в этих вопросах.



Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения: РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 1

Важно не подрывать того, что было достигнуто сотрудниками персонала, работавшими ранее в данном отделении. Поставленную задачу следует рассматривать как очередной этап в процессе повышения эффективности функционирования отделения;

сотрудники должны быть осведомлены о политике в вопросах обеспечения охраны, а также о необходимости повышения уровня подготовки и служебного роста;

следует разъяснять важность динамического компонента режима охраны как стратегии и одного из инструментов в работе;

следует также разъяснить потенциальные выгоды для персонала, например влияние на личность работы в условиях постоянного стресса;

следует подчеркнуть роль сотрудников персонала в перевоспитании заключенных в период отбывания ими срока наказания до момента освобождения.

РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 2

Недисциплинированные заключенные всегда будут пытаться найти слабые места в любом режиме;

работники тюрем должны быть уверены в эффективности своих методов работы и в своей способности справляться с недисциплинированностью заключенных. Задача старших сотрудников - добиться этого посредством обучения и надлежащих методов управления;

заключенных, постоянно отказывающихся подчиняться разумным приказам, следует подвергать дисциплинарным санкциям;

эти дисциплинарные санкции должны ограничиваться рамками необходимости восстановления должного порядка и не выходить за эти рамки;

заключенных, которые подвергают запугиваниям других заключенных, следует изолировать и переселять.

РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 3

Международные договоры содержат очень четкие положения по вопросу об использовании специальных средств;

в крайних случаях, подобно тому, какой предложен для разбора, очень важно, чтобы с заключенным как можно скорее встретился врач или психолог, который попытался бы установить, в чем состоит проблема;

89

для этого, возможно, потребуется применить специальные средства, однако любой дополнительный период их применения должен контролироваться и строго ограничиваться рамками необходимости;



это исключительно сложный аспект работы сотрудника тюремного персонала;

это является особенно сложным для младших сотрудников, которые обычно являются молодыми и в связи с этим сравнительно неопытными;

это также, пожалуй, наиболее серьезная часть работы, когда речь идет о заключенных, к которым применяются строгие условия содержания;

для обеспечения успеха в работе сотрудников персонала важно, чтобы они продолжали видеть в заключенных людей, а не чудовищ или порождения темных сил; важно, чтобы это понимали и заключенные;

наилучшим средством для достижения этого является близкое знакомство с заключенными, однако такое близкое знакомство должно быть основано на хорошей подготовке и служить той основой, которая обеспечивает возможность постоянного надзора со стороны соответствующих сотрудников на благо их собственной безопасности;

важно также установить периодическую, но не прогнозируемую очередность в выполнении различных служебных обязанностей.

90

Глава 17



ДИСЦИПЛИНА И НАКАЗАНИЕ ЦЕЛЬ

Время от времени некоторые заключенные отказываются соблюдать правила, установленные в тюрьме. Для таких случаев должна быть предусмотрена официальная дисциплинарная процедура установления вины и назначения соответствующего наказания. Цель настоящей главы заключается в том, чтобы подчеркнуть, что эта процедура должна соответствовать принципам естественной справедливости.



ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ

Все дисциплинарные проступки и виды дисциплинарного наказания должны быть точно определены в законах или установленных в соответствии с законом опубликованных правилах.

Ни один заключенный не может быть подвергнут наказанию, не будучи предварительно информирован о проступке, который ему ставится в вину, и не получив должной возможности высказаться в свое оправдание.

Заключенных не следует назначать на какие-либо связанные с поддержанием дисциплины должности.

Категорически запрещены всякие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды наказания, включая телесные наказания или заключение в темной камере.

Наказание, предусматривающее строгие условия содержания или сокращение рациона питания, можно назначать только после медицинского освидетельствования заключенного врачом, который должен подтвердить, что заключенный способен перенести такое наказание.

В качестве наказания никогда не следует пользоваться такими специальными средствами, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи.

Заключенные, на которых налагаются дисциплинарные санкции, должны иметь право обжаловать такие меры перед вышестоящими властями.

Эти принципы следует представить наглядно, чтобы их можно было видеть в ходе всего занятия.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ



Упражнение:

Обучаемым следует разделиться на пары и, используя Сборник международных договоров, найти основу каждого из этих принципов.

Здесь предстоит ознакомиться с обширным материалов. Для того чтобы стимулировать использование первоисточников, рекомендуется провести краткий опрос.

91

выводы



Если наказания скорее всего не приветствует никто, то в отношении поддержания дисциплины дело, видимо, будет обстоять иначе.

Важно осознать, что если дисциплинарный кодекс опубликован и соблюдается, то вряд ли кто-либо будет выступать против его применения.

Вопрос о роли врача в тюрьме может вызвать дискуссию; важно, чтобы обучаемые усвоили главную идею, содержащуюся в международных договорах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации следует излагать с использованием визуальных средств и по отдельности, причем обучаемые должны иметь возможность задавать вопросы и высказывать замечания после каждой из них.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Перечень тем содержится в Пособии.



Методика:

Для проведения обсуждений обучаемых следует разделить на небольшие группы. Каждой группе следует дать обе темы для обсуждения и предложить подготовить краткий отчет после его завершения.



Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:

правила и процедуры должны быть опубликованы и доступны для всех заключенных и сотрудников персонала, чтобы было абсолютно ясно, что именно произойдет в случае нарушений;

эту информацию, возможно, потребуется опубликовать на нескольких языках, а также доводить до сведения неграмотных заключенных на любом языке;

если заключенный, обвиняемый в нарушении правил внутреннего распорядка, отказывается участвовать в дисциплинарном разбирательстве, то начальник тюрьмы может назначить кого-либо, кто мог бы выступать от имени обвиняемого в его отсутствие, или отложить разбирательство до тех пор, пока не удастся убедить заключенного в целесообразности его присутствия.



РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ



Методика:

Такой разбор лучше всего проводить в виде имитационной игры.

Роли сотрудника администрации, разбирающего дело, заключенного, сотрудника, выдвигающего обвинение, юридического представителя и свидетелей следует распределить между обучаемыми. Если обучаемые практически не имеют опыта работы, то, возможно, было бы полезно, чтобы одну из ролей взял на себя член группы инструкторов.

92

Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:

дело должно рассматриваться в соответствии с установленными правилами;

дело должно разбираться на основе представленных доказательств; это значит, что, каковы бы ни были взгляды или пожелания начальника тюрьмы, он или она должен/должна руководствоваться положениями международных договоров;

заключенному разрешается иметь юридического представителя, который скорее всего будет квалифицированным специалистом;

обе стороны могут вызывать свидетелей;

если наркотики, следов которых сейчас не имеется, действительно существовали, то где они могут быть?

если обвиняемый заключенный проглотил их, то можно ли их найти?

покажет ли их присутствие анализ мочи?

требуется ли помощь врача? Что говорится о роли врача в международных договорах?

можно ли содержать заключенного в изоляции до тех пор, пока не будет подтверждено присутствие или следы наркотиков?

в конце разбирательства выступающий от имени сотрудника администрации, разбирающего дело, должен вынести решение;

важно, чтобы это решение соответствовало положениям международных договоров;

если позволяет время, то эту ситуацию можно инсценировать с некоторыми изменениями, например с привлечением различных свидетелей;

у обучаемых следует спросить, насколько важно, чтобы решение было справедливым даже в отношении осужденных заключенных;

предложите им проанализировать, насколько авторитетными были бы любые из их последующих шагов, если бы их решение было несправедливым?

93

94

РАЗДЕЛ 6


НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ТЮРЕМ


95

ЦЕЛЬ

Лишение свободы уже само по себе является наказанием. Цель настоящего раздела заключается в том, чтобы подчеркнуть, что в задачу администрации тюрьмы не входит применение дополнительных наказаний к заключенным. Наоборот, заключенных следует поощрять к использованию времени пребывания в тюрьме для приобретения новой квалификации, повышения уровня образования, перевоспитания и подготовки к предстоящему освобождению.



ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ

Основной целью предусматриваемого администрацией тюрем режима для заключенных должно являться содействие их исправлению и социальному перевоспитанию.

Цель режима тюремного заключения состоит в том, чтобы содействовать привитию заключенным желания подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения.

Эти принципы следует представить наглядно, чтобы их можно было видеть в ходе всего занятия.



ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ



Упражнение:

Обучаемым следует разделиться на пары и, используя Сборник международных договоров, найти основу каждого из этих принципов.

После этого следует провести краткий опрос.

ВЫВОДЫ

Эти предписания применяются и к работникам тюрем, и к заключенным.

Это основные аспекты, на которых следует сделать акцент в данном разделе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Следует отвести достаточно времени для обсуждения с обучаемыми рекомендации Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания в отношении заключенных, отбывающих длительные сроки лишения свободы.

96

Глава 18



ТРУД ЦЕЛЬ

Цель настоящей главы заключается в том, чтобы подчеркнуть важность требования относительно участия заключенных в разнообразной трудовой деятельности, которая должна быть полезной и давать им навыки, которыми они могут воспользоваться после освобождения.



ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ

Все осужденные заключенные - в отсутствие медицинских противопоказаний - обязаны трудиться. Обеспечиваемая заключенным работа должна, по мере возможности, давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным трудом после освобождения.

Положения национального законодательства об охране здоровья и обеспечении техники безопасности на рабочем месте применяются в тюрьмах аналогично тому, как это делается в обществе.

Заключенных, особенно малолетних, следует обучать полезным ремеслам. За свой труд заключенные должны получать вознаграждение.

Заключенные должны иметь возможность расходовать по крайней мере часть заработанных ими денег, посылать часть своих заработков семье, а часть - откладывать в виде сбережений.

Эти принципы следует представить наглядно, чтобы их можно было видеть в ходе всего занятия.



ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ



Упражнение:

Обучаемым следует разделиться на пары и, используя Сборник международных договоров, найти основу каждого из этих принципов.

Здесь предстоит ознакомиться с обширным материалом, поэтому для выполнения задания потребуется больше времени.

При проведении опроса инструктору следует проследить за тем, чтобы были упомянуты все исходные положения.



ВЫВОДЫ

Важно подчеркнуть, что в тюрьмах труд служит тем же целям, что и в обществе; его отсутствие имеет те же последствия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации, изложенные в Пособии, призваны охватить различные условия в разных правовых системах.

97

После представления каждой рекомендации важно поощрять вопросы и замечания, обусловленные собственным опытом обучаемых.



ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Перечень тем содержится в Пособии. Методика:

Для проведения обсуждений обучаемых следует разделить на небольшие группы.

Для этих групп следует назначить координаторов из числа членов группы инструкторов, которые при необходимости должны стимулировать дискуссии.

Если позволяет время, то следует заслушать отчеты о проведенных обсуждениях. Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:

Следует проанализировать связь между безработицей и тюремным заключением;

заключенные в значительной степени находятся вне общества. Приобретение квалификации, пользующейся спросом в обществе, является одним из путей для обеспечения реинтеграции;

реализация права на труд имеет особо важное значение как способ обретения самоуважения, особенно если доход от этого труда может использоваться на благо заключенного и/или его семьи;

в случае организации производства силами частной компании следует учитывать возможность эксплуатации;

нельзя допускать, чтобы компания выплачивала заключенным очень низкую заработную плату в интересах повышения своей прибыли;

нельзя допускать, чтобы компания поддерживала более низкие санитарно-гигиенические нормы и нормы техники безопасности, а также худшие общие условия труда на том основании, что ее рабочую силу составляют заключенные;

было бы трудно найти аргументы в пользу предоставления заключенным преимущества по сравнению с законопослушным населением;

необходимо разъяснить целесообразность предоставления заключенным таких форм занятости, которые являются непопулярными среди местного населения, низкооплачиваемыми, краткосрочными или эпизодическими;

в некоторых районах заключенные могли бы выполнять добровольную работу и получать вознаграждение лишь от администрации тюрьмы;

в международных договорах подчеркивается важность обеспечения конструктивной и полезной занятости заключенных в течение рабочей недели;

обращение с заключенными должно быть во всех отношениях таким же, как и с остальными трудящимися в обществе, и они должны иметь хотя и контролируемый, но такой же доступ к заработанным ими средствам.

98

РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ



Методика:

Разбор может проводиться в группах или в форме дискуссии за круглым столом, причем в каждой дискуссии могут участвовать добровольцы из числа обучаемых.

Если выбирается второй вариант, то основной группе обучаемых следует предоставить возможность высказать замечания и комментарии по завершении обсуждения.

Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения: РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 1

На территории тюрьмы имеются обширные возможности для безопасной организации полезной деятельности;

одной из проблем может быть нехватка квалифицированного персонала для осуществления надзора за различными видами деятельности;

другой проблемой может быть также уровень кадровой комплектации для надлежащего обеспечения охраны;

для решения любых явных проблем всегда следует искать творческие решения;

существует возможность тесного сотрудничества с местным населением и любыми неправительственными организациями, которые могли бы поделиться своим опытом.

РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 2

Почему тюрьме был предложен такой проект, который может открыть прекрасную возможность обеспечения работы для заключенных или служить прекрасным средством получения легкой прибыли для местного предпринимателя?

Каково положение в плане занятости на местном уровне?

Какие ставки заработной платы предусматриваются для заключенных?

Насколько сопоставимы будут условия труда в тюрьме с условиями на аналогичном предприятии, производящем такую же продукцию, в обществе?

Можно ли будет обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности?

Сопоставима ли 40-часовая неделя с рабочей неделей в обществе?

Может ли начальник тюрьмы гарантировать, что все заключенные будут работать на этом производстве? Для некоторых заключенных такой конкретный вид работы вполне может быть противопоказан.

99

Глава 19



ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕЛЬ

Цель настоящей главы заключается в том, чтобы подчеркнуть, что все заключенные имеют право участвовать в образовательной и культурной деятельности, нацеленной на всестороннее развитие человеческой личности.



ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ

Следует обеспечивать и поощрять образовательную и культурную деятельность, включая доступ к надлежащим образом подобранной библиотеке.

Образование в тюрьмах должно быть направлено на развитие полноценной личности в целом с учетом уровня социальной, экономической и культурной подготовки заключенных.

Обучение молодых и неграмотных заключенных должно быть обязательным. Органы тюремного управления должны уделять этому особо пристальное внимание.

Следует как можно шире привлекать общественность извне к образовательной и культурной деятельности в тюрьмах.

Эти принципы следует представить наглядно, чтобы их можно было видеть в ходе всего занятия.



ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ



Упражнение:

Обучаемым следует разделиться на пары и, используя Сборник международных договоров, найти основу каждого из этих принципов.

Попросите зачитать эту информацию для всей группы.

ВЫВОДЫ

Статистические данные показывают, что многие люди, попадающие в тюрьму, имеют весьма низкий уровень образования.

В связи с этим и для содействия возвращению к законопослушной жизни в обществе необходим доступ к образованию в самом широком смысле этого понятия.

Вопрос о выделении ресурсов для заключенных может вызывать споры, особенно если их не хватает в обществе; обучаемые вполне могут иметь свои твердые убеждения на этот счет.

Для решения этой проблемы в целом нужно направить дискуссию из эмоционального в рациональное русло.

Вопрос о нехватке ресурсов в обществе, естественно, следует затрагивать, но необязательно в ходе обсуждения вопроса о правильном обращении с людьми, лишенными свободы.

100

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Вполне вероятно, что многие обучаемые будут иметь свои мнения по вопросам, затрагиваемым в этой главе. В связи с этим важно, чтобы каждая рекомендация излагалась уверенно, но с готовностью выслушать имеющиеся соображения.

Замечания следует поощрять, однако любые проявления личных предубеждений со стороны обучаемых следует направлять в русло решения проблем, предлагая использовать имеющийся опыт для отыскания путей создания рекомендуемого режима.



ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Перечень тем содержится в Пособии.



Методика:

Для проведения обсуждений обучаемых следует разделить на небольшие группы. Каждой группе следует дать по одной или две темы и выделить время на краткий опрос.

Было бы полезно, чтобы члены группы инструкторов поддерживали контакт с группами и стимулировали обсуждение.

Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:

Это та ситуация, когда структуры, обладающие меньшими ресурсами, имеют небольшое преимущество: если в тюрьмах имеются телевизоры, то они могут отвлекать от более творческих видов деятельности;

различные начинания в интересах менее обеспеченных групп населения, особенно несовершеннолетних, нередко могут стимулировать раскрытие ранее не известных талантов со стороны заключенных;

назначение способных и целеустремленных сотрудников персонала для разработки творческих проектов в стенах тюрьмы демонстрирует заинтересованность со стороны начальника тюрьмы и решимость добиться реального прогресса;

в некоторых странах контакты между тюрьмами и образовательной системой будут организовываться на национальном уровне, в то время как в других начальникам конкретных тюрем нужно будет устанавливать такие контакты на местном уровне;

учебным заведениям можно предложить рассматривать тюрьму в качестве части своего учебного комплекса, разработать программу обучения и направлять учителей для проведения занятий в тюрьме на регулярной основе;

если для этого нет финансовых средств, то следует изучить возможность создания добровольной системы;

нередко выясняется, что отдельные заключенные обладают опытом работы в тех или иных областях, и их можно стимулировать к участию в процессе обучения и оказывать поддержку;

контакт между представителями местного населения, например преподавателями, и заключенными, отбывающими сроки наказания, может положить конец полной социальной изоляции;

101


транспортировка заключенных нередко сопряжена с трудностями, которые могут быть весьма серьезными для работников тюрем, участвующих в ее обеспечении;

если учебный курс требует наличия особых материалов или оборудования, или же участия специалистов, обладающих теми или иными конкретными знаниями, полезную помощь может оказать местный орган системы образования. Очень важно наладить хорошие рабочие отношения. Вполне возможно также, что тюрьма будет располагать определенным потенциалом или объектами, например объектами спортивного назначения, которые могут быть полезными для местных учебных заведений, поэтому отношения могут оказаться взаимовыгодными;

в более долгосрочной перспективе следует разработать определенную стратегию в отношении обучения заключенных, обеспечения наличия соответствующих объектов и процедур транспортировки, что отвечало бы интересам всех тюрем на национальном уровне;

различные этнические или культурные группы среди заключенных могут чувствовать себя ущемленными, поэтому, как правило, целесообразно следовать практике признания их особых нужд и с этой целью формировать консультационные группы для взаимодействия с местным населением. Для того чтобы продемонстрировать искреннюю готовность следовать рекомендациям этих групп, их можно было бы приглашать в тюрьму на регулярной основе;

если среди заключенных имеются представители местных культурных групп, такие группы следует поощрять к тому, чтобы они рассматривали поддержание связей с тюрьмой в качестве одной из своих моральных обязанностей;

затем можно было бы поощрять расширение этой деятельности посредством обеспечения участия в просветительской программе для всех заключенных.



РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ



Методика:

Предлагается организовать дискуссию за круглым столом с участием добровольцев из числа обучаемых и одного-двух членов группы инструкторов в целях обсуждения возникающих вопросов. В разборе каждой из ситуаций должны участвовать разные обучаемые.



Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения: РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 1

Когда заключенные получают определенные полномочия или работают без надзора, всегда существует потенциальная угроза для режима охраны; персонал будет чувствовать это и проявлять настороженность;

если известно, что заключенные имеют высокий уровень образования, то сотрудники персонала тюрьмы, скорее всего, будут сознавать свой низкий уровень и чувствовать себя неловко;

однако это все же хорошая идея и единственная возможность организовать учебную деятельность для заключенных, на которую они имеют право;

очень важное значение имеет правильный подбор персонала для осуществления надзора за заключенными-"преподавателями";

102


не менее важно, чтобы этот персонал работал в тесном взаимодействии с заключенными-"преподавателями", поскольку это начинание должно рассматриваться как инициатива персонала, которая осуществляется под надзором.

РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 2

Такие инициативы всегда являются популярными как внутри тюрьмы, так и за ее пределами;

характер отклика будет зависеть от типа тюрьмы и состава группы представителей местного населения;

если можно гарантировать соблюдение требований режима охраны, то это предложение следует принять; это позволяет установить контакт с местным населением, а также привнести элемент просвещения и культурного разнообразия в жизнь заключенных.

103


Глава 20 РЕЛИГИЯ ЦЕЛЬ

Цель настоящей главы заключается в том, чтобы подчеркнуть, что заключенные имеют право свободно придерживаться религиозных убеждений и следовать заповедям своей религии. Эту главу следует рассматривать в увязке с главой 29 Пособия, которая касается принципа недискриминации.



ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ

Все заключенные имеют право следовать заповедям своей религии и иметь доступ к служению соответствующего культа.

Заключенные должны иметь возможность доступа к квалифицированным представителям любого вероисповедания.

Эти принципы следует представить наглядно, чтобы их можно было видеть в ходе всего занятия.



ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ



Упражнение:

Обучаемым следует разделиться на пары и, используя Сборник международных договоров, найти основу каждого из этих принципов.

Информацию следует зачитать для всей группы.

ВЫВОДЫ

Главная мысль состоит в том, что отношение к религии - это личное дело каждого человека и что соблюдение требований той или иной религии в условиях тюрьмы нельзя ни ограничивать, ни насаждать. Этот вопрос может вызвать активную дискуссию.

Необходимо подчеркнуть, что положения международных договоров применяются ко всем тюрьмам во всех странах. Они призваны регламентировать не какие-либо культурные аспекты, а права человека, которые принадлежат всем людям.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Ситуации в странах с различными правовыми системами и культурными укладами будут очень разными, но требования международных договоров остаются едиными.

Рекомендации следует излагать по отдельности, предоставляя возможность для обсуждения и высказывания замечаний.



ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Перечень тем содержится в Пособии.

104

Методика:

Для проведения обсуждения обучаемых следует разделить на небольшие группы. Каждой группе следует дать по одной теме и выделить время для представления отчета о результатах обсуждения.

Было бы полезно, если бы представители различных вероисповеданий из числа членов группы инструкторов стимулировали обсуждение и отвечали на возникающие вопросы.

Необходимо признать, что этот аспект работы может быть очень сложным для тюремного персонала, что отчасти может быть обусловлено ограниченностью ресурсов, а отчасти -определенным скептицизмом, который может быть обоснованным.



Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:

администрация тюрьмы должна быть хорошо осведомлена об обрядах и предписаниях религий, которым могут следовать заключенные;

международные договоры требуют того, чтобы заключенным была предоставлена возможность следовать заповедям своей религии, поэтому необходимо разработать стратегии для включения всех соответствующих элементов в режим содержания заключенных;

это скорее всего будет затрагивать и тюремную кухню, и прачечную, и график дежурств персонала;

для обеспечения соблюдения рекомендуется поддерживать тесный контакт с последователями соответствующих вероисповеданий среди населения;

оказавшись в тюрьме, заключенные иногда начинают проявлять интерес к религии, даже если ранее они не проявляли к ней особого интереса;

причины этого могут быть искренними или нет; установление мотивов не входит в задачи тюремной администрации.

если "новая" религия может принести определенные выгоды, например дополнительное питание или дополнительное время вне камеры, то она может приобрести новых последователей;

в определенные периоды года она, как правило, будет также требовать определенных лишений, например соблюдения постов. Важно, чтобы тюремная администрация помнила и об этом;

служителю культа, лишившемуся последователей, следует обеспечить, чтобы заключенные, обратившиеся в другую религию, полностью сознавали ложащиеся на них обязанности, и пригласить в тюрьму для целей просвещения в этих вопросах представителя соответствующей религии;

в конечном счете отношение к религии является делом каждого конкретного человека.

РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ



Методика:

Для разбора этих ситуаций рекомендуется организовать дискуссию за круглым столом с участием добровольцев из числа обучаемых и специалистов из числа членов группы инструкторов.

105

Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения: РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 1

Главная задача начальника тюрьмы - это поддержание безопасности и должного порядка в учреждении;

важно, чтобы предписания религии были известны, понятны и выполнялись в тюрьме надлежащим образом. Во всем остальном директор имеет право настаивать на соблюдении установленных правил;

к тюремному священнику следует обратиться с просьбой разобраться в описанной ситуации и сообщить о результатах начальнику тюрьмы;

вполне возможно, что служитель культа, посещающий тюрьму, серьезно превышает свои полномочия и об этом следует сообщить в вышестоящую религиозную инстанцию; для посещения тюрьмы может быть назначен другой служитель культа;

может оказаться, что такого поведения служителей культа требует сама религия. Это маловероятно, но в таком случае решить эту проблему в тюрьме было бы очень сложно. В конечном итоге от этого страдали бы сами заключенные, поскольку их неподчинение неизбежно привело бы к ограничению деятельности;

начальнику тюрьмы, возможно, нужно будет лично связаться с религиозными властями в целях достижения договоренности.

РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 2

Прежде чем предпринимать какие-либо шаги, необходимо получить надежную информацию о религиозных требованиях этой группы заключенных;

если это возможно, следует попытаться установить контакт с соответствующей группой местного населения, которая могла бы помочь советом;

если религиозные предписания являются обязательными для выполнения, то начальник тюрьмы может выбрать один из трех следующих вариантов: организация приготовления пищи в стенах тюрьмы таким образом, чтобы это было приемлемо для данной группы, получение пищи, приготовленной за пределами тюрьмы в соответствии с религиозными предписаниями, или перевод заключенных в другую тюрьму, где могут быть выполнены эти предписания.

106


Глава 21



ПОДГОТОВКА К ОСВОБОЖДЕНИЮ ЦЕЛЬ

Цель настоящей главы заключается в том, чтобы подчеркнуть, что заключенные должны быть подготовлены к реинтеграции в общество и получать надлежащую социальную поддержку после освобождения.



ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ

С самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения. Поэтому заключенным следует оказывать помощь в деле обеспечения их будущей реинтеграции в общество.

Все органы и учреждения, отвечающие за реинтеграцию заключенных в общество, должны заботиться о том, чтобы все заключенные располагали средствами и ресурсами, необходимыми для жизни в течение периода, непосредственно следующего за их освобождением.

Эти принципы следует представить наглядно, чтобы их можно было видеть в ходе всего занятия.



ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ



Упражнение:

Обучаемым следует разделиться на пары и, используя Сборник международных договоров, найти основу каждого из этих принципов.

Информация должна быть зачитана для всей группы и подкреплена Вашим собственным текстом.

ВЫВОДЫ

Необходимо подчеркнуть, что время, проводимое в тюрьме, нельзя рассматривать как некий вакуум. Все заключенные испытывают на себе влияние тюремного заключения и поэтому нуждаются в подготовке к той жизни, в которую они должны будут вернуться в обществе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации следует излагать по отдельности, оставляя после каждой из них время на вопросы и замечания.

Важное значение имеют два аспекта: для организации необходимой программы подготовки к освобождению требуется соответствующее обучение тюремного персонала; для персонала эта задача является нелегкой. Необходимо также обращаться за поддержкой к местному населению.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Перечень тем содержится в Пособии.

107

Методика:

Для проведения обсуждений обучаемых следует разделить на небольшие группы. Каждой группе следует выделить по несколько минут для рассмотрения каждой темы.

Отчет о результатах не представляется необходимым, однако было бы полезно назначить координаторов из числа членов группы инструкторов, которые оказывали бы содействие группам в ходе обсуждений и обеспечивали надлежащий охват тем.

Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:

К числу важных непосредственных проблем относились бы такие вопросы, как поиск жилья или временного пристанища, поиск работы или источника дохода и установление контакта с семьей;

отбывание срока наказания продолжительностью более двух лет скорее всего означает потерю работы и жилья, а также, возможно, сокращение контактов с семьей; нужно, чтобы в программе подготовки к освобождению был предусмотрен охват этих ключевых аспектов жизни человека;

вполне вероятно, что такое пребывание в тюрьме сопровождается злоупотреблением алкоголем или наркотиками, поэтому данную проблему также нужно будет учесть перед освобождением;

для участия в программе подготовки к освобождению в тюрьму можно было бы приглашать сотрудников учреждений, которые существуют на местном уровне и занимаются вопросами здравоохранения, лечения наркомании и алкоголизма, профессиональной подготовки и трудоустройства, а также оказания помощи семьям;

одним из преимуществ привлечения представителей местного населения на этапе перед освобождением заключенного скорее всего является то, что это позволит проработать некоторые предварительные вопросы. В лучшем случае это позволит провести некоторую практическую подготовку, например составить планы обеспечения жильем и трудоустройства, или хотя бы подготовит людей к возвращению заключенного и позволит избежать неожиданной конфронтации;

возможным недостатком такого привлечения может быть то, что это напомнит людям об ущербе или боли, причиненным в результате данного преступления. Некоторые заключенные, возможно, предпочли бы возвратиться в общество без огласки в надежде на то, что это не всколыхнет воспоминания людей;

если возвращение к прежнему месту жительства оказывается невозможным, то освобождаемому заключенному потребуется помощь в поиске нового места для проживания, содействие в поиске средств к существованию и установление контактов с учреждениями социальной поддержки. Во многих районах существуют учреждения, конкретно занимающиеся проблемами бывших заключенных.



РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ



Методика:

Рекомендуется организовать дискуссию за круглым столом с участием членов группы инструкторов и добровольцев из числа обучаемых для обсуждения всех соответствующих вопросов, касающихся двух предложенных конкретных ситуаций. Для рассмотрения второй ситуации состав участников из числа обучаемых следует сменить.

108

Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения: РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 1

Подготовка к освобождению должна начинаться как можно скорее после начала срока заключения; это особенно важно для заключенных, отбывающих короткие сроки наказания;

заключенные, отбывающие короткие сроки наказания, нередко вновь и вновь возвращаются в тюрьму, и каждый раз для них не организуется никакой подготовки к освобождению;

главная задача состоит в том, чтобы изменить отношение к тюремному заключению как к образу жизни; нельзя допускать того, чтобы оно превращалось в рутину и с приобретением определенного опыта становилось удобным;

следует отыскать средства противодействия повторяющимся формам поведения и предложить эффективные практические альтернативы;

пока заключенный находится в тюрьме, следует наладить контакты с местными учреждениями;

следует изучить возможность наличия индивидуальных трудностей, которые могут препятствовать возвращению к нормальной жизни, и заняться решением этой проблемы.

РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 2

Местное население может испытывать искренние опасения по поводу возможности рецидива преступления. В зависимости от характера преступления учреждение, занимающееся оказанием социальных услуг, может дать определенные гарантии относительно степени вероятности его повторения. Вполне возможно, что, находясь в тюрьме, заключенный прошел соответствующие реабилитационные программы или курс лечения. Для обеспечения возможности восстановления доверия опасения и тревоги следует обсуждать в полном объеме и открыто;

местное население может опасаться за безопасность жертвы или свидетеля обвинения;

для того чтобы бывший заключенный мог успешно и безопасно вернуться в свою общину, для него необходимо обеспечить определенную форму занятости. Это значит, что кто-то в этой общине должен быть готов сделать это;

лучший способ предотвращения рецидива преступления - это реинтеграция в общине.

109

по

РАЗДЕЛ 7 КОНТАКТЫ ЗАКЛЮЧЕННЫХ С ВНЕШНИМ МИРОМ

111

ЦЕЛЬ

Цель настоящего раздела заключается в том, чтобы подчеркнуть, что заключенные, несмотря на то, что они лишены свободы, сохраняют право на поддержание контактов со своей семьей и друзьями, а также внешним миром. Описываемые в настоящем разделе принципы, следует рассматривать в сочетании с принципами, содержащимися в главе 4 Пособия, которые касаются прав членов семьи, законных представителей и консульских должностных лиц быть уведомленными о помещении заключенного под стражу или последующем переводе.



ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции.

Всем находящимся в заключении лицам предоставляется право на сношение с внешним миром, особенно с членами своих семей.

Иностранным гражданам, находящимся в заключении, следует обеспечивать возможность поддерживать связь с дипломатическими представителями своих стран.

Следует, по возможности, удовлетворять просьбу заключенного о содержании в месте лишения свободы, находящемся недалеко от его обычного места проживания.

До сведения заключенных следует регулярно доводить наиболее важные новости.

Эти принципы следует представить наглядно, чтобы их можно было видеть в ходе всего занятия.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ



Упражнение:

Используя Сборник договоров, слушателям следует разделиться на пары и установить, что лежит в основе каждого из этих принципов. Следует также еще раз подчеркнуть связь с главой 4 Пособия.



ВЫВОДЫ

Необходимо подчеркнуть следующие положения:

никакой приговор, связанный с лишением свободы, не должен прерывать связи с семьей;

трудности, с которыми сталкиваются заключенные после освобождения, связанные с реинтеграцией в общество, существенно уменьшаются при сохранении связей с семьей и друзьями;

тюремные власти сталкиваются с меньшими трудностями, если им удается содержать заключенных недалеко от их домов.

112


Глава 22 ПЕРЕПИСКА

Наиболее практичным и дешевым способом поддержания контактов в тех случаях, когда люди разлучены, обычно является переписка.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Слушателей следует с ними ознакомить и предоставить достаточно времени для высказывания замечаний и вопросов по каждой.

В различных правовых системах могут существовать различные условия. Дискуссии о том, как можно обеспечить соблюдение этого принципа, несмотря на различные обстоятельства, могут оказаться весьма интересными для слушателей.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Перечень тем содержится в Пособии.

Методика:

Практикантов следует разбить на небольшие дискуссионные группы. Каждой группе следует дать три темы для обсуждения. В представлении отчета по итогам обсуждения нет необходимости.



Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:

незаконный пронос в тюрьмы тех или иных предметов остается проблемой, с которой приходится сталкиваться персоналу во всех правовых системах, и вряд ли даже самые драконовские меры могут обеспечить полный успех в деле предотвращения такой практики;

в отношении незначительного числа заключенных, представляющих собой большую угрозу для безопасности, могут иметься основания полагать, что они, используя переписку, могут попытаться:


требование о том, чтобы заключенные вскрывали свою почту в присутствии сотрудников, может послужить средством ограничения возможностей злоупотреблений, а также выявления каких-либо попыток незаконно доставить в тюрьму запрещенные предметы;

заключенным, которые не могут читать и писать, возможно, придется просить заниматься их почтой симпатизирующих им сотрудников или заключенных, но здесь открываются возможности для унижения и эксплуатации, и поэтому эту ситуацию следует поставить под контроль;

необходимость ведения переписки с членами семьи и возлюбленными часто является стимулом для неграмотных заключенных к тому, чтобы научиться читать и писать, находясь в тюрьме; следует в полной мере использовать эти ситуации.

113


РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ



Методика:

Рекомендуется провести дискуссию за круглым столом, причем каждую тему должны обсуждать различные группы слушателей.

В каждой группе должен находиться кто-либо из преподавателей для того, чтобы обеспечить, что дискуссия проходит по заданной теме. В конце каждой дискуссии соответствующим практикантам можно предложить высказать свои соображения.

Акценты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения: РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 1

содержащиеся в договорах положения указывают на то, что перлюстрация корреспонденции заключенных без должного на то основания представляет собой нарушение их прав;

в зависимости от обстоятельств, возможно, не будет необходимости подвергать цензуре всю корреспонденцию данного заключенного, но может быть целесообразно перлюстрировать его переписку с конкретным лицом, вызывающим подозрение;

директору тюрьмы будет необходимо подумать о том, сможет ли он сыграть активную роль в расследовании преступления, которое якобы планируется лицом, не находящимся под его опекой и контролем.

РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 2

в данном случае необходимо провести оценку существующих рисков;

очевидно, что у заключенной есть право на общение со своей семьей. Если существует большая вероятность того, что режим безопасности будет нарушен, то сотрудники могут потребовать от нее вскрывать ее корреспонденцию в их присутствии;

вероятно, что какая-либо из общественных служб сможет предоставить человека, свободно владеющего иностранным языком. Этот контакт пойдет на пользу как заключенному, так и властям.

РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 3

Это - трудная и деликатная сфера, с которой приходится иметь дело тюремному персоналу;

вряд ли директору тюрьмы захочется нарушать право заключенной писать письма членам ее семьи;

директору не захочется причинять какие-либо дополнительные расстройства членам семьи, но если письма по своему характеру не являются непристойными и не содержат угроз, то навряд ли тюремные власти будут принимать какие-либо прямые меры;

можно устроить частную встречу, на которой заключенная и ее семья могли бы обсудить возникшие трудности;

114


если проблему не удается решить в рамках дискуссии, то семья может либо не вскрывать письма, которые, судя по всему, были отправлены из тюрьмы, либо возвращать их невскрытыми.

115


Глава 23 СВИДАНИЯ

Другим важным методом поддержания контактов заключенных с внешним миром, особенно с их семьями, являются регулярные свидания.

В международных договорах четко говорится о том, что контакты с семьей являются правом, а не привилегией, которую необходимо заслужить.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Этот аспект имеет эмоциональную окраску как для персонала тюрьмы, так и заключенных. Поэтому занятия по данной теме необходимо проводить с учетом этого фактора.

Следует поощрять дискуссию, но преподавателю необходимо следить за тем, чтобы она не превращалась в рассказывание анекдотов.




Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
© 8712.ru
Образовательные документы для студентов.