.RU

Борзова Е.П. История мировой культуры - n1







Е. Кибрик. Тиль Уленшпигель. 1938.
Во второй половине XV — начале XVI в. итальянская гуманистическая мысль приобретает все более широкую философскую основу в идее достоинства личности. Эта тема впервые была рассмотрена с гуманистических позиций в начале 50-х гг. XV в. в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» Джаноццо Манетти. Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и гуманистически решена в философии Джованни Пико делла Мирандолы. Он вошел в историю итальянского гуманизма как оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики, как страстный защитник прав разума, творческого мышления.

В сочинениях Пико дано обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании. Опираясь на античные идеи (человек — центр Вселенной) и связывая их с христианским учением о сотворении человека Богом, Пико изменяет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобию Бога). Он приходит к заключению, что человек сам свободный творец собственной природы, и это является, по мысли философа, исключительной привилегией человека. Именно благодаря этому человек должен возвыситься над всеми смертными существами.

Итак, согласно Пико, Бог создал человека по своему образу и подобию, но и предоставил ему самому творить свой образ. Центральное положение в мире обеспечило человеку близость и влияние всех прочих творений Бога. Восприняв их важнейшие свойства, человек как свободный мастер окончательно сформировал свою сущность и тем самым возвысился над прочими творениями. Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору позволяет увидеть в тезисе о свободной воле, отличающей человека от прочих существ, центральный момент учения Пико о достоинстве человека. Как предел человеческой природы выдвигаются в учении Пико законы природы. Преступив их, человек утрачивает свое достоинство над прочими творениями. Его основу Пико видит в способности разума к творчеству в процессе познания законов природы, в чем и состоит главный смысл человеческого бытия. Утверждение высокого достоинства человека и его творческих возможностей, права на свободомыслие, признание необходимости духовного развития, подчеркивание роли философии в формировании сознания людей делают учение Пико одной из вершин в развитии ренессансного знания, к которому устремилась новая культура, достигшая крупных результатов к концу XV в.


Микеланджело. Сотворение человека.Деталь росписи зала в Ватикане.
Философ-гуманист глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей и вдохновляет своей верой других. В мощи духа и созидания человек подобен Богу, он и есть земной бог, «не ограниченный никакими пределами» в проявлении величия своей натуры. Эта мысль становится апогеем в его творчестве.

Имя Леона Баттиста Альберти (1404-1472) — одно из наиболее выдающихся в культуре итальянского Возрождения. Оно связано с отстаиванием идеи свободы человека в выборе своей судьбы. Человек исключительной образованности, Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния — таков круг его творческих интересов, включавших также литературу и архитектурную практику. Идею того, что человек, а не Бог определяет судьбу, Альберти выразил в работе «Человек и фортуна».

Проблема предопределения — одна из центральных в христианской теологии.




Вопрос о соотношении свободы воли человека и свободы его действий с Божественным предопределением вызывал острые споры. Альберти утверждает, что особое положение человека в мире определено его причастностью к земному и небесному. Эта двойственность — отличительное и в то же время совершенное свойство его природы. Совершенство же заключено в активных способностях человека двигаться, чувствовать, желать с целью наилучшего приспособления к внешнему миру и самосохранению. Альберти видит в человеке гармоническое начало, выступающее в единстве разнообразных форм его деятельности. Гармония жизненных функций человека — необходимое условие его существования — выливается в гармонию человека и мира. Человек не столько противостоит природе, будучи высшим ее творением, сколько сливается с ней. Альберти утверждает, что в мире живого царствует лишь одни бог — Природа. Весь мир природы подчинен строгим законам. Нарушить их не в силах ни одно из ее творений, но каждое несет определенную функцию. И люди подчинены этой закономерности настолько, что сама «жизнь человека есть игра Природы».

Витторе Карпаччо. Ученый в студии. XVI в.






Леонардо да Винчи. Автопортрет.
В рассуждениях Альберти отчетливо виден гуманистический подход к решению проблемы. Подвластность закону природы предполагает в то же время свободу разума и воли. Совершенство, разумность, целесообразность — естественные начала мира. Специфика человека — осознание этих принципов и свободное следование им.

Среди тех, кто считал, что опыт открывает путь к проникновению в законы природы, был гений эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, в конечном счете он доказывал то, что законы познаются разумом, ибо сама природа устроена разумно. Посредником между опытом и знанием ученый считает математику, призванную раскрыть рациональный порядок вещей, заключающийся в соотношениях «золотого сечения». Именно он, Леонардо да Винчи, дал такое название действию в природе всеобщего закона гармонического единства. Он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы вещей.

С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека. Воплощением этой гуманистической идеи было творчество самого Леонардо, чей гений проявился во многих областях науки, в изобретательстве, искусстве. Особенно высоко ценил Леонардо да Винчи творчество художественное, в котором видел выражение непосредственной связи созидания с научным постижением мира. Среди искусств первое место он отводил живописи. Ученый и художник, он всегда подчеркивал ее близость и сходство с наукой. Широко известны его живописные работы, такие как «Поклонение вол­хвов», «Мадонна с цветком», «Тай­ная вечеря», «Мона Лиза» («Джо­конда») и многие другие. Они отли­чаются глубиной образа, тончайшей психологической характеристикой, мастерством композиции.

Леонардо видел в творчестве ху­дожника наиболее выразительное воплощение гуманистического иде­ала человека-творца. Художник изучает природу, воссоздает ее на полотне и в то же время превосхо­дит ее, «придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей». По его убеждению, живопись охватывает все формы, как существующие, так и несуще­ствующие.

Творчество Леонардо да Винчи стало особым направлением в раз­витии гуманистической мысли этой эпохи. Гений Леонардо да Винчи поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу са­ми эти представления.

В отличие от Леонардо, Микеланджело Буонарроти (1475-1564) сконцентрировал все свое внимание только на человеке, он стремился постичь его физическую и духовную природу. Он воскресил нагое тело классической древности, сбросил все условные традиции и создал нечто могучее, своеобразное, всесильное.

Лепка его произведений полна титанической силы, демонической мощи и безграничного величия. У него отсутствует мягкая грация линий и очертания нежных лиц. В его произведениях мы видим законченные образцы мускулатуры, каждый герой его — титан, борец, победитель. Он почти никогда не заканчивал свои скульптурные работы. В зодчестве Микеланджело был оригинальным мастером, он был для себя (не имея навыка в архитектурных работах) одновременно и учеником, и учителем. Смелая, своеобразная фантазия художника была его гением. Огромную славу Микеланджело принесла колоссальная скульптура Давида. В камне, испорченном Дикуччо и признанном негодным советом художников во главе с Леонардо да Винчи, скульптор доказал почти невозможное, создав шедевр.






Микеланджело. Моисей.Скульптура из собора св. Петра в Риме.






Рафаэль. Эскиз картины «Мадонна с младенцем».

Рафаэль. Гений с атрибутами Меркурия.
В росписи плафона и «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное. В «Страшном Суде», этой «Варфоломеевской ночи на том свете», мы слышим призывный голос труб и полет множества могучих тел. Мир распадается на грешников и праведников и, соединяясь, рождает вечную энергию жизни. Не менее известен, чем Микеланджело, Рафаэль. Его произведения отличались благородством и нежностью стиля, бесконечной игрой фантазии в самых изящных комбинациях. Много картин с изображением «Святого семейства», написанные им в различное время, находятся сегодня в разных европейских музеях. В Эрмитаже хранятся две его картины — «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство».



Джотто. Явление девы Марии св.Бернару Трипших.


Художник Возрождения всегда очарован телесным, видимым миром не менее, чем люди античности, но оттенки его душевной жизни и той, которую он изображал, стали в эту эпоху разнообразнее и тоньше. Человек в произведениях художника может одновременно испытывать и печаль, и радость, подъем творческих сил и жажду покоя, он стремится к цельности и стал восприимчивее к богатству мира. Главное в человеке, его мыслях — сам человек. Развитие культуры Возрождения происходило на основе новых идей гуманизма, которые влились в нее и стали неотъемлемой ее частью.

Тициан. Любовь небесная и земная.
Новые принципы живописи были предопределены художником Джотто во Флоренции в самом начале XIV в. (треченто). Затем стремление к реалистичности в рисунке, цвете и композиции подхватили мастера следующего поколения (кватроченто) — Мазаччо, Боттичелли, Ф. Липпи, Перуджино, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Мантенья, Пьеро дел-ла Франческа. Триумф этого движения ознаменовался в искусстве чинквеченто — Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Веронезе и Тинторетто.







Основными центрами искусства Возрождения в Италии были Флоренция, Венеция, Рим. Здесь создавались знаменитые фрески, картины и скульптуры.
Паоло Веронезе. Пир в доме Симона фарисея. Эскиз картины.







Ганс Голъбейн младший. Жертвоприношение Авраама.


Решетка в церкви св. Ульриха в Аугсбурге.



Особое место в истории живописи принадлежит художникам Северного Возрождения. Им свойственна отличительная черта: написанные ими портреты смотрят на созерцающего их человека, в каком бы месте он ни находился. В зависимости от изменения положения наблюдателя меняется и направление взгляда, выражение лица на портрете. Создается впечатление взаимосозерцания. Философ Е. Богат в книге «Узнавание» отмечает: «Эти портреты видят тебя и сегодня. Они тебя видят, потому что Северное Возрождение открыло ты. Его открыли Рогир ван дер Вейден, Монтень, Шекспир. И открытие это по масштабам ничуть не уступает великим географическим открытиям эпохи».*

* Богат Е.Узнавание. М., 1977. С. 95.
Ганс Гольбейн младший. Смерть и разносчик. Смерть и Адам. Из серии «Танец смерти»




Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля (Мужицкого), а также художников из немецких земель — А. Дюрера, Г. Гольбейна младшего и Л. Кранаха старшего. На французское искусство оказали влияние итальянцы Челлини, Россо Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению Франциска I.
Святая Варвара.
Продавец индульгенций. Иллюстрация к книге Чосера «Кентерберийские рассказы». 1498.



Итальянцы Челлини, Россо, Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению Франциска I.

Эпоха Возрождения в Европе характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями. Например, нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от северных живописцев работу масляными красками на холстах.

Главная черта искусства и культуры Ренессанса — утверждение великой предназначенности, красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, дерзновенной созидательной активности.




Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования — сбалансированность и ясность пропорции, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте. Труды Витрувия по архитектуре (I в. н. э.) были популярны в Италии и получили повсеместное распространение благодаря фундаментальному трактату Леона Баттисты Альберти «Об архитектуре» (1485).



Палаццо Строцци. Фонарь.


Джакопо Беллини. Перспективный вид.
По его проекту построены церковь Сан-Фанческо в Римини, церкви Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе. Они явились важным шагом в освоении античной культуры в архитектуре Возрождения.

Альберти использовал в облицовке строений традиции инкрустационного стиля.




Величайшим триумфом развития архитектуры в эпоху Возрождения стало возведение купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции под руководством Ф. Брунеллески.
Палаццо Строцци во Флоренции. Архитектор Бенедетто да Майано. XV в.

Браманте приступил к строительству собора св. Петра в Риме (1506). Продолжили стиль новой архитектуры зодчие Сангалло, Виньола, Палладио. Особенно прославился последний своими многочисленными виллами и созданием театра «Олимпико» в Виченце.




С конца XVI в. общий процесс развития гуманистического мировоззрения в Италии видоизменяется и замедляется, сужаются рамки его общественного влияния. Это было вызвано в значительной мере воздействием феодально-католической реакции. Но несмотря на это, ренессансная мысль продолжала обогащаться новыми идеями — уже не столько в этике, сколько в натурфилософии, искусстве, политических теориях.

Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция. Разрез. Архитектор Ф. Брунеллески.
Итальянское Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии.

Это ядро составила совокупность гуманистических идей, прежде всего признание высокого достоинства человека, раскрывающегося в сознании и творчестве. Гуманизм провозглашал свободу личности, призывая к удовлетворению всех ее потребностей и раскрытию разносторонних способностей. Деятели новой культуры утверждали личность творческую, но важнейшим условием осуществления этого идеала считали гармонию индивидуального и социального. Базой такой гармонии служила культура, духовное обогащение людей. Отсюда огромная роль, которая отводилась наукам, знаниям, искусству.

Культ разума, знания, творчества, составивший главное содержание гуманистической мысли, высвобождал науку и искусство. В этом заключается одно из главных достижений эпохи Возрождения.







Собор Санта Мария дель Фьоре. План.
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
© 8712.ru
Образовательные документы для студентов.