.RU

Философский энциклопедический словарь - 114

Hyle).
ХАРАКТЕР (от греч. charakter – отличительная черта, признак) – особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический»; первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. Гёте в своем стихотворении «Орфические первоглаголы» в поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой. С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности.
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ – см. Учение о характере.
ХАРИЗМА (от греч. charisma – милость, божественный дар) – необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия.
ХАСИДИЗМ (от древнеевр. chassid благочестивый) – движение в иудаизме, распространенное среди евр. населения Волыни, Галиции и Подолии; возникло в 17 в., ставило себе целью добиться самостоятельности евр. религии. Согласно этому учению, благочестивые евреи должны отличаться не суровым следованием закону и не аскетизмом, а веселием сердца (абода), благоговением (кавана) и смирением (шифлут). Хасидизм учит, что смысл любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем его велению, а в том, что мы через нее приходим к Богу... Учение хасидизма является завершением евр. религии. И она возвещает каждому: «Ты должен действовать сам. Бытие станет для тебя бессмысленным, если ты не войдешь в него сам, деятельно и любовно, и не найдешь в нем смысла для себя; через тебя все освещается, т.е. раскрывается в своем значении и осуществляется» (M. Buber. An der Wende, 1952).
ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (род. 8 авг. 1694, Сев. Ирландия – ум. 1747, Глазго) – шотл. философ, с 1729 – профессор. Примыкал к Шефтсбери, преобразовал эстетику в систематическую науку и этим оказал влияние в Германии на Канта, Лессинга, Гердера. В противоположность современной ему итало-франц. формальной эстетике он был представителем эстетики внутреннего, красоту определял как гармонически живое единство в ясно расчлененном многообразии; в качестве основы для восприятия прекрасного Хатчесон принимал самостоятельное непосредственное эстетическое чувство приятного. Осн. произв.: «Inquiry into the original of our ideas of beauty and virtue», 1725; «A system of moral philosophy», 2 vol., 1755; «Works», vol. 1-6. Glasgow, 1769-1774.
ХЁЙЗИНГА (Huizinga) Иоганн (род. 7 дек. 1872, Гронинген – ум. 1 февр. 1945, Стег, близ Арнгема) – нидерл. философ и историк. Занимался историей и философией культуры. С 1915 – профессор в Лейдене. Благодаря морфологическому анализу глубоко понимал процесс культурного развития. Блестяще написан его главный труд – «Der Herbst des Mittelalters. Studien ьber Lebens- und Geistesformen», 1919. Др. произведения: «Erasus», 1924; «Neue Wege der Kulturgeschichte», 1930; «Homo ludens. Versuch einer Bestimmung des Spielelementes der Kultur», 1939; «Im Banne der Geschichte», 1943. В работе «Im Schatten von Morgen» Хёйзинга дает «диагноз культурной болезни нашего времени»: это авторитарные государства масс. Той же теме посвящено др. его произв.: «Geschonden wereld», 1945. Статьи и размышления Хёйзинга вышли в 1945 под названием «Parerga»; речи и статьи – в 1954 под названием «Geschichte und Kultur».
ХЁНЕ-ВРОНЬСКИЙ (Hoene-Wronski) Юзеф Мария (род. 24 авг. 1778, Познань – ум. 9 авг. 1853, Париж) – пол. философ, кантианец, основатель пол. мессианизма (см. также Польская философия), в котором соединил космополитические идеи с национально-слав. По Хёне-Вроньскому, разум со временем приобретет неоспоримое господство над миром и преодолеет противоположность между людьми и народами путем объединения лучших представителей всех народов; задача славян – подготавливать это объединение. Осн. произв.: «Philosophie des mathematiques», 1811; «Philosophie de l'infini», 1814; «Messianisme ou reforme absolue du savoir humain», 3 vol., 1847; «Philosophie absolue de l'histoire», 2 vol., 1852.
ХИЛИАЗМ (от греч. chilioi – тысяча) вера в тысячелетнее счастливое царство, а именно вера в царствие Христа на земле перед концом мира. Хилиазм основывается на откровении Иоанна (20, 4). В свое время против хилиазма выступал Ориген, в то время как Августин учил, что тысячелетнее царство началось уже с рождением Христа. В средние века хилиазм ожил и получил развитие в различных учениях, гл. о. в учении Иоахима Флорского, новокрещенцев и гусситов, в Новое время – в пиетизме и теософии (см. Эйтингер). В строго библейских сектах он существует еще и поныне (напр., свидетели Иеговы).
ХИЛЬДЕГАРД БИНГЕНСКАЯ (род. 1098, Бекельгейм, близ Крейцнаха – ум. 17 сент. 1178 в основанном ею монастыре в Рупертсберге, близ Бингена) – представительница средневековой схоластики, мистик, натурфилософ и врач. В своем рассмотрении природы отличалась большой созерцательностью мышления, а также способностью вчувствования.
ХИРОЛОГИЯ, ХИРОМАНТИЯ (от греч. cheir – рука и logos – учение и manteia – гадание) – толкование по линиям и бугоркам ладони, позволяющее предсказать судьбу человека; искусство чтения руки.
ХИРОНОМИКА (от греч. cheir – рука и gnome – знание) – учение о том, что руки выражают содержание души; см. Учение о выражении.
ХОДСОН (Hodgson) Шедворт Холлоуэй (род. 26 дек. 1832, Бостон, Линкольншир – ум. 13 июня 1912, Лондон) – англ, философ, представитель критического реализма, имеющего своим источником прежде всего Аристотеля, а затем саму англ, философию. Сознание он рассматривал в качестве выполняющего познавательную функцию и в качестве события бытия; содержание сознания обусловлено материальным внешним миром, который со своей стороны опять-таки восходит к Богу как глубочайшему осн. принципу, который можно лишь переживать нравственно (но нельзя познать). Осн. произв.: «Time and space», 1865; «The philosophy of reflection», 2 vol., 1878; «The two senses of reality», 1883; «The metaphysics of experience», 4 vol., 1898.
ХОКИНГ (Hocking) Уильям Эрнест (род. 10 авг. 1873, Кливленд, Огайо – ум. ?) – амер. философ, в 1914-1943 – профессор Гарвардского ун-та в Кембридже (Массачусетс), ученик Куно Фишера, Дильтея, Виндельбанда. Работая в области философии религии, пытался включить в нее знание феноменологии, ценностной этики и неореализма. Осн. произв.: "The meaning of God in human experience», 1912; «The self Its body and freedom», 1928; «Thoughts on death and life», 1937; «What man can make of man», 1942; «Science and the idea of Cod», 1944.
ХОЛДЕЙН (Haldane) Ричард Бёрдон, виконт Клоанский (род. 30 июля 1856, Клоан, Шотландия – ум. 19 авг. 1928, там же) – англ. премьер-министр, позднее – лорд-канцлер; как философ – ученик Лотце, неогегельянец, рассматривал метод Гегеля не столько как диалектический, сколько в смысле феноменологии духа, как метод определения в понятиях ступеней опыта. «Истина есть целое», границы человеческого духа определены положением человека в природе. Осн. произв.: «Essays in philosophical criticism», 1883; «The pathway to reality», v. 2, 1903-1904; «The reign of reality», 1921; «The philosophy of humanism», 1922; «Human experience», 1926; «An autobiography», 1928.
ХОЛЕРИЧЕСКИЙ (от греч. chole жёлчь, гнев) – быстрый в действиях, вспыльчивый; см. Темперамент.
ХОЛИЗМ (от греч. hdlon – целое) – точка зрения целостности, или учение о целостности. Это понятие введено южноафр. генералом Я. Смэтсом в его произв. «Holism and Evolution» (1926). Холизм как учение был основан Дж. С. Холдейном («The philosophical basis of biology», 1931). Холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной – физической действительности; все эти области представляют собой упрощение и обособление этой охватывающей целостности.
ХОЛЛ (Hall) Гренвил Стэнли (род. 1 февр. 1846, Ашфилд, Массачусетс – ум. 24 апр. 1924, Уорчестер, Массачусетс) – амер. психолог, с 1881 профессор в Ун-те Джонса Хопкинса в Балтиморе, где организовал первую лабораторию экспериментальной психологии; представитель теории этически целенаправленной психической эволюции. Осн. произв.: «Youth, its education, regimen and hygiene», 1907; «Founders of modern psychology», 1912; «Life and confession of a psychologist», 1923.
XOMAHC (Homans), Джордж Каспар (род. 11 авг. 19U), Бостон) – амер. социолог и социальный психолог, необихевиорист, один из создателей теории малых групп. За основу анализа принял «элементарное социальное поведение», т.е. непосредственные контакты между индивидами, что, по его мнению, позволяет осмыслить функционирование социальных систем на различных уровнях. Предложил для описания социального поведения универсальный внеисторический набор ценностей и условий, восходящих к периоду свободной конкуренции. Осн. труды: «Social behavior. Its elementary forms», 1961; «The nature of social science», 1967.
ХОМЯКОВ Алексей Степанович (род. 1 мая 1804, Москва – ум. 23 сент. 1860, с. Ивановское ныне Липецкой обл.) – рус. религиозный философ, публицист и поэт, один из основоположников славянофильства. Выступил с учением о «соборности», характеризующим природу не только христ. церкви, но и процессов познания и творчества, человека и общества (союза индивидов, собранных во имя идеи Бога и любви в свободное и органическое единство). Эта концепция в дальнейшем стала одной из основ всеединства и личности в рус. религиозной философии (В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л.Франк). Существование человека динамично, ибо он наделен способностью устремляться к Богу, но для сохранения этой устремленности необходимо особое, состояние, истинная вера (включающая волю), лишь в согласии с которой целостный дух человека может постичь истину. В рус. крестьянской общине видел одну из важнейших особенностей развития России, а в православии – единственный источник просвещения на Руси. Выступал против «чужеродных» начал западной цивилизации. Произв. Хомякова были изданы в «Поли. собр. соч.», т. 1-8. М.ч 1900-1904.
ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (род. 14 февр. 1895, Штутгарт – ум. 7 июля 1973, Нюрнберг) – нем. философ и социолог, директор Ин-та социальных исследований (1931-1965), в 1934-1949 в эмиграции в США. Будучи одним из основателей франкфуртской школы, совместно с Адорно выработал программу идей этой школы в «Dialektik der Aufklдrung» (1948). В центре внимания Хоркхаймера – проблемы исторической антропологии с критикой «массовой культуры». Главной задачей социальных теорий видел предотвращение тоталитаризма путем содействия сохранению всех тех культурных элементов, которые выработало либерально-демократическое общество. Осн. произв.: «The eclipse of reason», 1947; «Sociologica», 2 Bde., 1962 (совм. с Т. Адорно); «Kritische Theorie», Bde. 1-2, 1968.
ХОУМ (Home) Генри (род. 1696, Кеймс, Беркшир – ум. 27 дек. 1782, Эдинбург) – шотл. философ, с 1763 верховный судья в Шотландии. Его книга «Elements of criticism» (3 vol., 17621765) принадлежит к важнейшим произв. философии Просвещения, написанным под влиянием «Критики способности суждения» Канта. Хоум, подытоживший и объединивший работы своих предшественников – Хатчесона, Берна и Герарда, – исследует психологические элементы художественного произв., связанные по принципу ассоциации, различие между эмоцией и страстью, закон эстетической гармонии, виды прекрасного, согласование, пропорцию и т. д. Характеризуемая идеалистической эстетикой гегельянцев как «лишенная понятия», эстетика Хоума находит свое продолжение только в индуктивной эстетике. В своей этике Хоум является сторонником учения о моральном чувстве (moral sense), которое он развивает в своей работе «Essays on the principles of morality and natural religion», 1751.
ХРИСИПП (род. 281/278 – ум. 208/205 до Р. X., Солы или Таре, в Каликии) – древнегреч. философ; возглавлял школу в Стое, а также считался ее вторым основателем; создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – полемика христ. веры с господствующей современной философией (А. Демпф). Христ. философия начинается с отцов церкви 3 в. (см. также Александрийская философия). Хотя многие отцы церкви отрицали философию, она все же утвердилась в церкви, в особенности начиная с Августина, как христ. философия. Однако лишь с 13 в., т.е. с эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо разделяются: философия выступает как источник «естественного света», а теология – как источник «сверхъестественного света». В эпоху Гуманизма и Возрождения это различие снова стирается, чтобы в эпоху Реформации уступить место резкой вражде между философией и теологией. Позднее христ. философия находит продолжение в (тем временем исчезнувшей) протест., а также католич. неосхоластике, которая с 1879 по распоряжению папы была снова вызвана к жизни; отсюда стало обычным выражение Philosophia perennis.

ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (род. l янв. 1484, Вильхаус, кантон Санкт-Галлен – ум. 11 окт. 1531: погиб в битве при Каппеле, кантон Цюрих) – швейц. реформатор и гуманист. Находился под сильным влиянием философии стоиков и платонизма эпохи Возрождения (особенно под влиянием Фичино). Бог – «высшее благо»; через провидение он манифестирует себя всегда и всюду. Потерянность человека заключается в его греховности и в его трагическом положении на земле, но, несмотря на это, он все же является связующим звеном между землей и небом. Осн. философские произв.: «Von gдttlieber und menschlicher Gerechtigkeit», 1523; «De providentia», 1530.
ЦЕЛЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – высшая степень ценности акта (жизнь, сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли, провидение), который придает ценность личности, обусловливает ее этическую ценность. Целевая деятельность содержит в себе в качестве моментов остальные акты ценности, но в первую очередь она является индифферентной (так же как и сам акт ценности) по отношению к ценности цели или отсутствию таковой (следствие человеческой свободы). «Благо не является ни идеальным бытием ценности, ни ее сущностью, оно не есть также чистое реальное существование полноценного, но лишь телеология ценностей в реальном мире или выбор их по принципу величины ценности» (N. Hartmann. Ethik, 1935). См. Этика.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ (лат. finalis направленный к определенной цели) – целевая определенность (в противоположность каузальности – причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. Конечная цель). Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован,, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. Каузальность.
ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ – устройство или поступок, которым присуща некоторая цель. Целесообразные поступки и устройства, не относящиеся к области человеческой жизни (а также и высших животных) называют «целенаправленными». Целесообразным является также определенный вид связи, взаимодействия, взаимозависимости функций, который служит сохранению организма. Вплоть до кон. 19 в. такое понятие целесообразности считали, исходя из каузально-механической картины мира, пригодным лишь для описания фактов, встречающихся в биологии. Но с тех пор стало ясно, что объективная целесообразность является 1 ... 110 111 112 113 114 115 116 117 ... 125
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
© 8712.ru
Образовательные документы для студентов.