.RU

Список литературы - Доклады и обсуждение


Список литературы



  1. Чепасова, A. M. Семантические и грамматические свойства фразеологизмов : учебное пособие к спецкурсу / А. М. Чепасова. Челябинск, 1983.

Иванов А. Д. – студент первого курса факультета журналистики ЧелГУ.
Научный руководитель: Соловьева А. Д., канд. филол. наук, доцент кафедры журналистики.

Ю. С. Коротина



ЖУРНАЛИСТика и ПРОПАГАНда



В статье сделана попытка определить границы понятий журналистика и пропаганда, продемонстрировать положительное значение пропаганды. Автор приходит к выводу о необходимости журналистской пропаганды в современном информационном обществе.

Ключевые слова:

пропаганда, журналистика, журналистская пропаганда.

После мировых войн ХХ века в обществе сложился стереотип, что пропаганда – непременно нечто негативное. В словаре дано следующее определение этому понятию: «Пропаганда – распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение». Разумеется, любое воздействие на человека воспринимается как насилие над личностью. Но при всем при этом журналистика не может обойтись без пропаганды, также как пропаганда не обходится без журналистики. Две взаимосвязанные и дополняющие сферы, они не только взаимодействуют, но и в значительной мере проникают друг в друга, интегрируются. Так, термин «журналистская пропаганда» предложил использовать Михаил Иванович Скуленко для обозначения пропаганды, являющейся произведением журналистики как особой профессиональной деятельности.
Журналистика и пропаганда прошли долгий путь исторического развития. Журналистика возникла в период разложения феодального и становления капиталистического способа производства как закономерное следствие развития социально-экономических отношений. Требовалась регулярная информация, охватывающая все основные сферы жизни. Возникла реальная социальная потребность в инструменте отбора и распространения такой информации. На практике она смогла реализоваться с развитием техники книгопечатания. Журналистика стала специализированным видом деятельности, постепенно обретшим массовое распространение.
Пропаганда же зародилась значительно раньше, вместе с классовым расслоением общества как инструмент обеспечения социально-классовых потребностей. К области пропаганды относится «политическое красноречие» Древнего Рима. Пропаганда рождалась в политической борьбе, которая является проявлением классовых отношений. Пропагандист выступает как человек, выражающий и распространяющий определенные политические взгляды. Эта связь пропаганды с социально-классовыми интересами и с политикой – средством реализации этих интересов – является определяющим свойством пропаганды, отражающим ее природу.
Формы убеждения, управлявшие образом жизни XX столетия, очень сильно отличаются от того, чему подвергались люди в любом другом веке, – это даже трудно сравнивать с тем, что было во времена колонизации Америки. По этой причине для определения массовых методов убеждения, характеризующих общество, используется термин «пропаганда». Слово «пропаганда» имеет относительно недавнее происхождение. Первое документально подтвержденное использование данного термина относится к 1622 году, когда папа римский Григорий XV основал Sacra Congregatio de Propaganda Fide (Священную конгрегацию пропаганды веры). В то время римско-католическая церковь была обеспокоена практически полной неудачей религиозных войн. Папа Григорий понял безнадежность попыток восстановления веры силой оружия и учредил папскую пропаганду как средство координации усилий, направленных на «добровольное» принятие людьми доктрин церкви. И слово «пропаганда», таким образом, приобрело отрицательное значение в протестантских странах, но дополнительный положительный оттенок (сходный с «образованием» или «проповедованием») на католических территориях.
Термин «пропаганда» не получил широкого распространения до начала XX столетия, когда его стали применять для описания тактики убеждения, использовавшейся в ходе Первой мировой войны, и методов, которыми позже пользовались тоталитарные режимы. Пропаганда была первоначально определена как распространение пристрастных идей и мнений, часто с помощью лжи и обмана. Однако по мере того как ученые начали изучать тему более подробно, многие осознали, что пропаганда не является исключительным достоянием «преступных» и тоталитарных режимов и часто состоит не только из умных мошеннических уловок. Слово «пропаганда» с тех пор стало означать массовое «внушение» или влияние посредством манипуляции символами и психологией индивидуума. Пропаганда включает искусное использование образов, лозунгов и символов, играющее на предрассудках и эмоциях; это распространение какой-либо точки зрения таким образом и с такой конечной целью, чтобы получатель данного обращения приходил к «добровольному» принятию этой позиции, как если бы она была его собственной.
Стоит отметить, что пропаганда в СМИ направлена прежде всего на те мировоззренческие суждения, которые связаны с актуальными политическими и социально-экономическими потребностями общества. Газета, радиопередача, телепередача могут вести речь о любом вопросе (политике, экономике, культуре, спорте и др.), однако вопрос этот будет рассматриваться под углом зрения тех насущных задач, которые решает сегодня общество. При этом политическая информация выходит далеко за пределы собственно политической жизни, экономические, социальные, духовные процессы в классовом обществе обязательно приобретают политическую направленность. Политическая информация – это знание, которое раскрывает пропаганда. Поэтому ведущей функцией пропаганды является не просвещение вообще, а политическое просвещение.
Пропаганда теснейшим образом связана с политикой и политическим сознанием. По отношению к политике она играет подчиненную роль, являясь инструментом проведения того или иного политического курса. По отношению к политическому сознанию пропаганда выступает активным определяющим фактором, от которого в значительной мере зависит уровень и направленность этой сферы общественных взглядов и суждений.
Пропаганда служит формированию идеологической составляющей того или иного социального строя и направлена на изменение сознания масс – в нужном манипуляторам от власти ключе. Подобное формирование целиком и полностью лежит в зоне воздействия манипулятивных технологий на сознание масс с целью изначального формирования необходимых установок в подсознании индивида и масс, и уже далее, такие установки формируют соответствующие паттерны поведения, которые и влияют на сознание народа, а значит, влияют на мысли и поступки отдельных индивидов и группы.
Журналистика как специализированная общественно-политическая деятельность и как совокупность технических средств распространения информации расширила возможности пропагандистского воздействия на общественное сознание. Господствующие классы, буржуазные политические партии, имеющие власть в капиталистических странах, увидели в журналистике орудие распространения своего политического влияния, утверждения своих взглядов и ориентаций. Печатные газеты стали инструментом пропаганды, обрели четко выраженные пропагандистские функции.
Журналистика стала также средством реализации еще одной социальной потребности – регулярного сообщения информации о текущих событиях с целью социального ориентирования населения. С момента своего зарождения она охватывает информацию (отбор и освещение с определенных классовых позиций актуальных фактов повседневной жизни) и пропаганду (распространение и утверждение в массовом сознании мировоззренческих суждений и оценок).
Каково же соотношение понятий журналистика и пропаганда? Его сложность состоит, прежде всего, в том, что понятие журналистика не однозначно. Поэтому, как это ни парадоксально на первый взгляд, журналистика выступает по отношению к пропаганде, с одной стороны, как более широкое, а с другой – как более узкое понятие. У журналистики круг «интересов» шире, чем у пропаганды. Она включает в себя повседневное информирование об актуальных событиях. Но журналистика – это не только специфическая деятельность, это также совокупность технических средств тиражирования информационных сообщений и пропагандистских материалов (газеты, журналы, телевидение, радиовещание). В этом отношении она представляет собой лишь один из многочисленных инструментов пропаганды.
Пропаганда отличается универсальностью использования средств и орудий влияния. В ее арсенале и плакат, и фотовыставка, и индивидуальная беседа, и технические СМИ, а также нетрадиционная виды пропаганды – марки, монеты, театр, фильмы, песни. Журналистика обращается к массовой аудитории, и ее деятельность обусловлена системой средств, специально предназначенных для тиражирования ее произведений. Пропаганда – обязательный компонент журналистики, поэтому можно сказать, что каждый журналист – это пропагандист. Однако значительная часть пропагандистской деятельности остается вне пределов журналистики, поэтому далеко не каждый пропагандист является журналистом.
Даже в самих СМИ немало пропагандистских материалов или же произведений, имеющих отношение к пропаганде, оказываются за рамками журналистики. Газета публикует официальные документы, призывы и лозунги, на ее страницах можно прочесть отрывок из пьесы или повести. В телевизионной передаче идет прямая трансляция митинга. Поэтому, когда мы говорим о пропаганде в СМИ, мы должны иметь в виду всю совокупность пропагандистских материалов в газете, радио- и телепрограмме.
Возникает также вопрос о соотношении пропаганды и публицистики – еще одной сферы творчества, имеющей непосредственное отношение к журналистике. У пропаганды много общего с публицистикой, выносящей на суд общественности социально значимые вопросы и проблемы. Как и пропаганда, публицистика возникла задолго до появления журналистики. Она рождалась как искусство устного слова. Устное слово наиболее полно соответствует природе публицистики – пробуждению гражданственного отношения к важным проблемам современности, – поскольку живая человеческая мысль обладает более сильным эмоциональным воздействием, чем письменный текст. О каких бы видах пропаганды мы ни говорили, главным ее оружием остается язык, живое слово. Причем, звучащее слово всегда богаче писаного, так как не только выражает мысль, но и настроения, чувства, порождаемые мыслью. «Живое слово дороже мертвой буквы», – гласит народная мудрость.
Пропаганда и публицистика близки не только универсальностью использования каналов влияния, но и существенными содержательными признаками. И пропаганде, и публицистике присущ политический подход к освоению действительности. Их основу составляет идеология как концентрированное выражение классовых интересов. И пропаганда, и публицистика направлены на утверждение определенных социальных оценок и взглядов.
В чем же тогда их различие? Некоторые исследователи различают пропаганду и публицистику по степени их связи с теорией и практикой. Пропаганде отводится роль распространения теоретических знаний, публицистике – освещения «политики в действии». Такое разделение едва ли правомерно. Значительная часть пропагандистских материалов посвящена сугубо практическим вопросам и не ставит цели теоретического осмысления действительности. В то же время публицистика вовсе не чуждается теоретических проблем. Во многих публицистических выступлениях В. И. Ленина содержится глубокий анализ теоретических вопросов. Основное отличие публицистики от пропаганды заключается в том, что характерным признаком публицистики является постановка остросоциальных вопросов развития общества (и в теории, и в практике). Для пропаганды же остросоциальность не является природообразующей характеристикой. Пропаганда – это метод систематического и целенаправленного распространения идей и представлений. Публицистика, помимо прочего, – своеобразный способ воздействия на общественное сознание, определенный стиль изложения. Мы можем говорить об определенной манере публицистического письма и слова, но пропаганда не имеет своих стилевых характеристик, хотя может принимать форму публицистической статьи.
И пропаганда, и публицистика – неотъемлемые составляющие журналистики. Они взаимодействуют, дополняя друг друга. Публицистика придает пропаганде силу образности и яркого впечатляющего слова, пропаганда обеспечивает публицистике последовательность и целеустремленность идеологического влияния. Это, естественно, не означает, что любое публицистическое произведение относится к сфере пропаганды, а любой пропагандистский материал обладает публицистическими свойствами. Но переплетение и взаимопроникновение пропаганды и публицистики – привычное и вполне закономерное явление, открывающее широкие возможности повышения действенности журналистики.
Сочетание регулярного сообщения актуальных фактов повседневной действительности, систематического пропагандирования мировоззренческих идей, взглядов и оценок с образностью, яркостью и выразительность публицистического творчества составляет специфическую природу журналистики, отличающую ее от всех других видов литературы и от всех других видов общественно-политической действительности. Такого сочетания средств воздействия не имеет ни художественная литература, ни один из каналов межличностного общения. Давно замечено, что журналистика способна оказывать на людей огромное мобилизующее влияние и стимулировать социальную активность. Казалось бы, «литература, создаваемая наспех», как иногда называют журналистику, должна была бы в этом отношении заметно уступать, скажем, художественной литературе, которая использует зачастую и более образное, и более отточенное слово. Но журналистика по силе «импульсивного» влияния на установки, ориентации и поступки людей не имеет себе равных.
Один из секретов этого влияния заключается в уникальном сочетании средств, имеющихся в распоряжении журналистики. Конкретность факта, взятого из сегодняшней жизни, дополняется притягательной силой идеи, выразительным и доходчивым публицистическим словом. Концентрированное действие этих трех компонентов придает журналистике огромный потенциал влияния на умы или поступки людей. Исчезновения хотя бы одного из них нарушает понятие журналистики как таковое.
Журналистская пропаганда представляет собой систему, имеющую два аспекта своего проявления. С одной стороны, это совокупность направлений, видов и форм пропагандистской деятельности СМИ, с другой – единая и целостная организационная структура, которая включает различные специализированные институты, относящиеся к пропагандистской работе с использованием каналов журналистики: информационные агентства, периодическая печать, радиовещание, телевидение, хроникально-документальный кинематограф, книгоиздательское дело.
Система журналистской пропаганды обладает своими собственными методологическими, организационными и методическими принципами, выражающими основные закономерности ее функционирования. СМИ и их пропагандистская деятельность являются органической составной частью всего комплекса идеологической, политико-воспитательной работ, в который входят также устная лекционная пропаганда, сеть политического информирования и политического образования, другие инструменты формирования общественного сознания.
В структуре идейно-воспитательных средств журналистская пропаганда выполняет специфические, обусловленные ее природой задачи. Она осуществляет ежедневное оперативное ориентирование общественности в сфере актуальной информации, формирует политическое сознание и участвует в социальном управлении. Пропагандистская деятельность СМИ направлена одновременно и на утверждение систематизированных мировоззренческих взглядов, и на стимулирование социальной активности. Реализация возможностей журналистской пропаганды зависит от того, насколько полно она выражает свою специфику, и от взаимодействия, координации ее деятельности со всеми другими видами и формами идейно-воспитательной работы.
Нас окружает среда, чрезвычайно насыщенная информацией. Специалисты в области рекламы Эл Риес и Джек Траут назвали общество ХХ века «сверхинформированным». Перенасыщенная информацией окружающая среда ложится бременем и на коммуникатора, и на получателя убеждающего сообщения. Коммуникатор должен создавать сообщение, которое будет не только аргументированным или убеждающим, но и сможет привлечь к себе внимание в этом информационном мире. С другой стороны, получатель настолько «завален» сообщениями, что ему становится трудно уделить достаточно умственной энергии, необходимой для понимания смысла многих важных текущих проблем. Эпоха убеждения наводнена короткими, броскими сообщениями, часто ориентированными на визуальное восприятие. Хотя подобные убеждающие образы успешно завоевывают внимание в плотно насыщенной информацией среде, они заменяют хорошо аргументированные доказательства лозунгами и образами и могут превратить сложные проблемы в вульгарные черно-белые карикатуры на мотивированное обоснование. Убеждение в настоящее время также является гораздо более прямым, непосредственным. Незамедлительность сегодняшнего убеждения становится чуть ли не мгновенной.
Являясь инструментом распространения идеологии, пропаганда отражает базисные отношения в обществе, уровень его материального и духовного прогресса. Пропаганда развивается вместе с обществом.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 16
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
© 8712.ru
Образовательные документы для студентов.