.RU

Проект республика таджикистан


Совершенствование судебной системы, прокуратуры и правоохранительных органов.






  1. Полноценное развитие механизмов рыночного регулирования:



    1. Повышение эффективности управления государственными финансами и совершенствование налогового администрирования (фискальная политика)

      .



    1. Совершенствование методов макроэкономического планирования, прогнозирования и статистки.

    1. Совершенствование денежно-кредитной политики и развитие сектора кредитования.

  1. Диверсификация экономики и усиление экспортного потенциала






  1. Укрепление законодательства по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата



  1. Упорядочение процедур регулирования деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности



  1. Расширение содействия бизнесу.



  1. Дальнейшее развитие регионального сотрудничества.



  1. Интеграция в систему глобального партнерства в целях развития.





Макроэкономические сценарии развития страны на период до 2015 года


С учётом принятия вышеперечисленных мер на долгосрочную перспективу рассматриваются

три основных варианта

развития национальной экономики.

Сценарные условия основных параметров социально-экономического развития разработаны на вариантной основе с учетом изменения внешних и внутренних условий и факторов экономического развития.



Первый вариант

характеризуется развитием на основе реализации действующих или уже начатых инфраструктурных проектов и повышения загрузки существующих мощностей. Среднегодовые темпы роста ВВП по этому варианту снижаются с 10,6% в 2004 году до 5% в течение всего прогнозируемого периода. Реальный прирост по пятилетиям при этом составит 27,63%, а за десять лет – 62,89%.

Этот сценарий учитывает продолжение проведение реформ в секторах экономики и госуправлении, создание условий для добросовестной конкуренции, устранение излишних бюрократических барьеров для развития предпринимательской деятельности; обеспечение полноценной защиты законно приобретенных прав собственности и реализацию действующих приоритетных проектов.

Низкие темпы роста, предусмотренные данным вариантом, обеспечиваются за счет не благоприятных внешних факторов, таких как низкие цены на алюминий и хлопок, и значительный рост цен на энергоресурсы. Также, предполагается, что проводимые реформы не будут иметь большой успех на первых этапах. Реформа в таком ключевом секторе как сельское хозяйство будет идти медленно, включая разрешение хлопковых долгов.

Результативность данного варианта будет умеренной, так как ВВП в расчете на душу населения в 2010 году будет приходиться около 421,1 долларов США, а в 2015 году – 533,7 долларов США против 337 долларов США в 2005 году.

Принимая во внимание решимость Правительства по проведению более глубоких реформ, и учитывая, что сложилась принципиально новая экономическая ситуация, сформирована совершенно новая психология населения страны, отношение людей к проводимым реформам стало лояльным, путь реформирования национальной экономики стал необратим, со всей очевидностью такой вариант в НСР рассматривается как заниженных возможностей.

Второй вариант

предусматривает увеличение темпов экономического роста до 7%. Реальный прирост по пятилетиям составит 40,3%, за десять лет – 96,7%. Данный сценарий учитывает не только успешную реализацию действующих проектов, но также строительство намеченных объектов в энергетике- Рогунской и Сангтудинских ГЭС- 1 и ГЭС-2, высоковольтных линий электропередач и в промышленности, главным образом в цветной металлургии- модернизация ТАДАЗа, строительство нового алюминиевого завода в Хатлонской области.

Этот сценарий учитывает такие ключевые факторы как улучшение притока инвестиций, более активное развитие предпринимательства и коммерческой деятельности, более эффективное ведение внешнеэкономической деятельности.

Проводимые Правительством реформы в области госуправления, а также по созданию условий для развития частного сектора и обеспечению полноценной защиты законно приобретенных прав собственности будут иметь больший успех, судебная система в процессе реформ будет соответствовать требованиям рыночной экономики, будет динамично развиваться сельское хозяйство, хлопковые долги будут успешно разрешены.

Но, как и в первом варианте, внешние факторы, такие как цены, на хлопок и алюминий, будут оставаться не благоприятными для Таджикистана. По этому варианту ВВП на душу населения к 2010 году будет составлять 472,6 долларов США, а в 2015 году – 806,2 долларов США против 337 долларов США – в 2005 году.



Третий вариант,

как и второй вариант, предусматривает ускорение роста на основе улучшения не только конъюнктурных факторов, но и усиления инвестиционной составляющей развития. Предполагается, что реформы, перечисленные во втором варианте, также будут иметь успех и по третьему сценарию. По данному варианту предполагается увеличение реального размера ВВП за десять лет более чем в 2,3 раза и увеличения доли внутренних инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП до 11-12 % против 8,6% в 2005 году.

Основными факторами, влияющими на такой высокой рост будут полномасштабное строительство и ввод в действие крупных объектов в энергетике и промышленности, а также высокие цены на хлопок и алюминий, сочетающиеся с разрешением хлопковых долгов, а также сокращение барьеров для торговли в регионе.

Большее региональное сотрудничество в торговле и транзитных вопросах значительно повлияют на преодоление географической изоляции Таджикистана, и будут содействовать его экономической диверсификации.

Реальный прирост ВВП при этом составит за первое пятилетие 53,9%, за второе – 50,4%, а в целом за десять лет – 2,3 раза.

В расчете на душу населения будет обеспечено в 2010 году по 565 долларов США, в 2015 году – по 948,1 долларов США. При этом рост за пятилетие составит в 1,7 раза.
Все сценарные варианты прогноза социально-экономического развития Таджикистана предполагают

повышение качества экономического роста

, определяющегося в большей степени ростом внутреннего спроса.

Предусматривается, что среднегодовой темп роста промышленного производства за 2007-2015 годы будет на уровне 9%, сельского хозяйства- 6-7%, инвестиций в основной капитал- не менее 10%, розничного товарооборота- 10-11%, платных услуг- 9-10%.

Внутренние условия предполагают, что экономическое развитие будет происходить в условиях финансовой стабильности. Темпы инфляции будут снижаться с 7,1% в 2005 году до 3% к 2015 году.

Цели повышения благосостояния населения, снижения уровня бедности,

обеспечения устойчивого экономического роста необходимо достигать с активным использованием преимуществ экономической и финансовой децентрализации. Именно на региональном и местном уровнях управления зачастую сосредоточены ключевые рычаги воздействия на эффективность мер, предполагаемых к реализации в рамках Стратегии национального развития на период 2007-2015 годы.

3. Блок обеспечения экономического роста


Развитие Блока отраслей обеспечения экономического роста Таджикистана (агропромышленного комплекса (АПК), промышленности, энергетики, инфраструктуры) позволит создать материальные основы для стабильного высокого экономического роста страны и сокращения, посредством этого, уровня бедности населения. Одновременно развитие АПК, энергетики и инфраструктуры создаст возможность для большей внутренней занятости, повысит доступность и качество как своих, так и иных (водоснабжение, санитария, здравоохранение, социальная защиты, экология) социальных услуг для населения, что прямо связано с уровнем реализации всех задач ЦРТ в Таджикистане.

1. Текущая ситуация и проблемы, препятствующие достижению ЦРТ.

Блок обеспечения экономического роста Таджикистана переживает сложный период своего развития, обусловленный последствиями системного кризиса и прошедшей гражданской войны, удаленностью страны от морских путей и международного рынка, ограниченностью внутреннего рынка, недостаточным опытом рыночного менеджмента, расторжением прежних производственных связей, ростом цен, накоплением сложных отраслевых проблем, отставанием в проведении и недостаточной эффективностью экономических и институциональных реформ, снижением уровня производственного и человеческого потенциала.

Слабость общей и отраслевой политики, незавершенность либо недостаточная эффективность процессов приватизации, неполнота законодательства, снижение качества услуг общей (транспортировка, газо-, электро-, тепло- и водоснабжение) и ограниченная доступность частной (кредитование, страхование, лизинг, рынок ценных бумаг) инфраструктуры, значительное налоговое бремя (выше, чем в соседних странах), невысокий уровень производительности труда (даже с учетом низкого уровня заработной платы) ухудшают условия использования существующих возможностей и приводят к задержке развития или фактической ликвидации имеющихся производств (значительно снизились объемы производства и переработки табака, коконов шелкопряда, фактически прекратилось производство холодильников, арматуры и других видов продукции). Объективная необходимость поэтапного повышения тарифов на энерго- и водоснабжение в условиях высокой энергоемкости производства, как ожидается, еще более ухудшат условия производства, что обуславливает необходимость ускоренного проведения эффективных реформ.

За исключением некоторых сфер, где проявили интерес иностранные инвесторы (производство алюминия и электроэнергии, производство и первичная переработка хлопка), в других сферах ограничено использование производственных мощностей. Слабость законодательства ограничивает распространение микро- и малых предприятий производственного характера.

Производство под воздействием бремени тяжелых проблем (недостаток рыночного опыта, квалифицированных кадров, оборудования и сырья) переориентировалось на выпуск более простых изделий, что не только снижает доходы от производства, но и делает его более уязвимым под воздействием внешнего рынка.

Важнейшими факторами устойчивого развития блока являются гидроэлектроэнергетика, инфраструктура и ирригация. Выработка гидроэлектроэнергии является базой для организации производства двух важнейших экспортных энергоемких товаров – алюминия и хлопка (на Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ) затрачивается около 40%, на ирригационные цели - 15% общего производства электроэнергии). Горный рельеф и неразвитость инфраструктурных объектов приводит к делению небольшого рынка страны на еще мелкие локальные рынки.

В современных условиях сокращение поставок газа, производства угля и повышение их цен обусловили рост электропотребления. Сезонное ограничение поставок электроэнергии и газа до 6-8 часов в сутки привели к формированию сезонности для всех видов производства. Дефицит энергоресурсов, особенно в зимнее время, стал причиной неполного функционирования учебных и медицинских учреждений, особенно на селе, остановки насосных станций по подаче питьевой воды и соответственного роста инфекционных заболеваний.

Производство промышленной продукции

в пострыночный период резко снизилось и, несиотря на высокий рост последних лет, достигло в 2004 году только 63,6% от уровня 1991 года. При этом мощности по производству цельномолочной продукции использовались на 7,2%, животного масла – 1,6%, холодильников – 6,3%, обуви – 0,8%. Производство тканей по сравнению с 1991 годом сократилось в 8,9 раз, чулочных изделий – 8,6 раз, обуви – 17,2 раз, ковров – 15,2 раз, мебели – в сотни раз.

В промышленности с удельным весом свыше 40% доминирует ТадАЗ, чья деятельность зависит от размеров тарифов на электроэнергию, транспортных затрат для сырья (прежде всего глинозема) и продукцию (алюминия), а также от качества управления. Для других крупных предприятий проблемы усугубляются невысоким качеством выпускаемой продукции и ростом ее нереализованных запасов, ограниченностью внутреннего спроса, сложностью и капиталоемкостью перепрофилирования (диверсификации) производства. Невысокая производительность рабочей силы (в легкой промышленности составляет только 45% от уровня Китая, ниже, чем в Польше и Индии) повышает себестоимость производства.

Только 63% предприятий числилось в списке действующих, хотя большая их часть была акционирована (61,5%). Потребности внутреннего рынка более чем на 60% обеспечиваются за счет импорта, хотя рост объемов денежных перечислений трудовых мигрантов в последние годы обеспечил повышение объемов некоторых видов продукции.

Большая часть предприятий может быть использована в качестве базы для создания совместных производств или промышленных площадок для новых предприятий. Намечаемое строительство новых ГЭС и других объектов увеличивает внутреннюю потребность в строительных материалах, позволяет размещать в стране энергоемкие производства. Обоснованная политика по глубокой переработке внутреннего сырья (в первую очередь, хлопка и иной сельскохозяйственной продукции) может привести к созданию новых предприятий (в первую очередь с рабочими местами для женщин) и увеличению экспорта, однако при этом необходимо учитывать высокую конкуренцию на внешнем рынке и невысокую производительность труда.

Имеющийся потенциал горнорудной промышленности при создании необходимых условий (поддержки инвесторов, совершенствования законодательства, в том числе по вопросам лицензирования, повышения качества информационных услуг) даст возможность восстановить имеющиеся производства или создать на их основе крупные предприятия по добыче и переработке ресурсов (драгоценных камней, металлов, концентратов, поваренной соли и др.).
Уровень продовольственной безопасности страны в значительной степени определяется эффективностью и устойчивостью развития

агропромышленного комплекса

(АПК) страны. Сельскохозяйственное производство, составляющее 21% от ВВП, является сырьевой базой для промышленности (в основном первичной переработки). Свыше 60% пахотных земель являются искусственно орошаемыми, в том числе около 20% от них – посредством машинного орошения. Тарифы на электроэнергию и подачу воды являются заниженными, однако, несмотря на это, уровень рентабельности сельского хозяйства остается низким.

На селе проживают 66% населения страны и 77% от общего количества бедных, которые из-за низкой производительности труда и недостаточности доходов вынуждены выезжать на заработки в другие страны в качестве трудовых мигрантов. При этом сельские домохозяйства, обладающие 22% пахотной земли, производят свыше 50% всей продукции сельского хозяйства.

Хлопок остается основной товарной культурой, обеспечившей в 2004 году 11% ВВП и около 20% валютных поступлений от экспорта. В пострыночный период из-за нерешенности проблем хлопководства (в том числе низкая урожайность, излишнее регулирование и рост долгов) повысилось производство менее ценных культур, в результате чего производство продовольственной пшеницы увеличилось почти вдвое и теперь сельское хозяйство обеспечивает более 50% потребности в ней. Однако из-за недоступности транспортных услуг продовольственные рынки иных сельскохозяйственных культур (в частности, продукции садо- и овощеводства) ограничены, что препятствует увеличению их производства.

Завершено реформирование большинства колхозов и совхозов, на базе которых созданы индивидуальные и коллективные хозяйства. Однако эффективность земельных реформ недостаточна, поскольку производитель (в первую очередь производитель хлопка) не имеет свободы выбора производства и реализации продукции, его права на пользование землей ограничены, земельные паи фермерских хозяйств сохраняются в поле коллективного управления, доступ к земле затруднена. Это обусловило нерациональное использование земли, вследствие чего 16% орошаемых земель засолено.

Кроме того, в результате реформ осталась бесхозной значительная часть сельской инфраструктуры (автодорог, ирригационных систем), деградация которой ограничивает рост производства.

Неэффективная технология, длительные сроки (до 200 дней) и высокие тарифы (более $140 за 1 тонну) за хлопкоочистку приводят к дополнительны потерям и снижению доходов производителей хлопка. Невысокая эффективность приватизированных перерабатывающих иную продукцию предприятий (консервных заводов), несмотря на имеющийся спрос на продукцию в других странах, не стимулирует создание новых производств.

Приватизация животноводческих предприятий и пастбищ в два раза сократила посев кормовых культур, разрушила прежнюю систему отгонного животноводства, на 20-30% снизила продуктивность общественного производства (приплод на 100 голов коров составляет 60 телят, на 100 овцематок – 80 ягнят, надой молока – до 2-4 литров в день). Недостаточность кормов и неудовлетворительное ветеринарное обслуживание обуславливают ежегодный падеж крупного рогатого скота на 14%, рост случаев болезней скота и птицы (бруцеллез, туберкулез, ящур, оспа и чума птиц).

Свыше 30% орошаемых земель не приносит потенциальной отдачи, что требует особого внимания с связи с ожидаемым ростом тарифов (на электроэнергию и воду) и необходимостью восстановления насосных станций по подаче воды. Из каждых 4 насосов 3 не действует, что не позволяет производить подачу воды в требуемых объемах и на проектные уровни. Значительные инвестиции необходимы для реабилитации ирригационных систем, организации водопользования и восстановление дренажных сетей. Склоновые земли подвергаются водной эрозии.

Не до конца решены проблемы передачи пользователям воды локальных ирригационно-дренажных систем, в том числе посредством создания общественных организаций водопользователей. Из-за низких тарифов невысокую инвестиционную привлекательность имеют магистральные ирригационные системы.

Низкая эффективность поддерживаемой государством деятельности в области семеноводства и племенного дела не оказывает воздействия на уровень производительности сельскохозяйственного производства. Условия сельскохозяйственного производства ухудшаются также вследствие того, что на содержании хозяйств остается социальная инфраструктура. Недостаток на селе рабочих мест вынуждает руководителей хозяйств сохранять избыточную численность работников.

Низкая производительность сельского хозяйства и бедность населения обусловили сокращение объемов потребления основных продуктов питания до 25% от физиологических норм, в первую очередь мяса и мясопродуктов (в 9,4 раза ниже норм), яиц (в 6,6 раз), молока и молочных продуктов (5,1 раза). В отдельных регионах (Хатлонская область, ГБАО, Раштская долина) потребности населения в белках, в основном за счет белков растительного происхождения, удовлетворяется на 12-15% от нормы, а углеводов (в основном за счет употребления хлебопродуктов) – превышает норму на 70%.

Анализ рациона питания населения показал снижение содержания в нем также ряда витаминов (А, В2 и др.) и минеральных веществ (кальций, железо и др.). Это привело к росту пище зависимых заболеваний среди населения Таджикистана (38% детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет и 41% женщин репродуктивного возраста страдают железодефицитной анемией, 64% и 57% - йод дефицитным заболеваниям, соответственно). Распространенность А-витаминной недостаточности среди детей составляет 51,8%.

В 2004 г. на продовольствие затрачивалось 71-74% дохода домохозяйств, около 350.000 человек страдало от хронического недоедания. Частота распространенности острого недоедания среди детей от 6 месяцев до 5 лет по республике в 2004 году составляла 7,6%, хронического - 31,4%.

В Таджикистане не создана система мониторинга за нарушением питания и проблемами, в реализуемой политике не используется показатель минимальной продовольственной корзины, что осложняет своевременное установление причин и реализацию мер ликвидации недоедания.


Электроэнергосистема

страны состоит фактически из трех отдельных подсистем – в Согдийской области, на юге страны (включая Хатлонскую область, г.Душанбе и РРП) и ГБАО. Таджикистан обладает значительными запасами (в основном на юге страны) гидроэнергетических ресурсов (527 млрд.кВт.часов в год), однако используется 6,5% от технически пригодного потенциала.

В стране производится 16,5-17 млрд.кВт/ч. электроэнергии в год, из которых до 99% вырабатывается ГЭСами. Основным производителем является Нурекская ГЭС, имеющая малый объем водохранилища, что не позволяет полностью использовать существующие мощности в зимний период. Производство на Нурекской ГЭС обладает низкой себестоимостью ($0,003/кВтч), что обуславливает использование низких тарифов, которые низки в сравнении ценой экспортной поставки в Афганистан ($0,02/кВтч).

Следствием низких тарифов является ухудшение технического состояния производства, повышение спроса на электроэнергию, высокая энергоемкость производства и потребления, усугубляемые неплатежами за электроэнергию. В зимний период с уменьшением проточности р.Вахш и спадом выработки на Нурекской ГЭС, эти факторы приводят к частому отключению электроэнергии. Для решения этих проблем к 2010 году предусмотрено повышение тарифов на электроэнергию до $0,021/кВтч, что обеспечивает рентабельность производства. Однако при этом требуется поддержка уязвимых групп населения, в том числе за счет части дополнительных доходов Нурекской ГЭС (по оценкам, при использовании экспортного тарифа они могли бы составить более $200 млн. ежегодно).

Прогнозные запасы углей оцениваются в 4,5 млрд.тонн, из которых добывается незначительная часть (100 тыс.тонн). Хотя уголь имеется практически во всех регионах страны, в основном добыча осложняется труднодоступностью залежей и геологической глубиной месторождений.

В стране имеются только 2 ТЭЦ – Душанбинская и Яванская, которые могут быть модернизованы с целью использования угля. Сейчас теплоснабжение (на импортируемом газе и мазуте) осуществляется только в г.Душанбе для 60-70% населения города. Однако отсутствие теплоизоляции труб и устаревшее оборудование повышают энергозатраты.

Несмотря на значительные запасы энергетических ресурсов, Таджикистан импортирует практически все их виды (валютное бремя до $100 млн. в год). Экспорт электроэнергии в очень ограниченном объеме производится в Афганистан и на бартерной основе в Узбекистан ($0,01/кВтч).

В перспективе значительный гидроэнергетический потенциал страны позволяет использовать его для увеличения экспорта и создания крупных водно- и промышленно-энергетических комплексов. Для экспорта электроэнергии до потенциальных потребителей (Пакистан, Афганистан, Иран, Казахстан, Индия, Китай) необходимо построить линии электропередачи и заключить договора по экспорту электроэнергии.
Важнейшими элементами

инфраструктуры

являются железнодорожный (более 80% общего объема внешнеторгового товарооборота, примерно 50% поездок трудовых мигрантов в Россию, более одной трети всех грузов), автомобильный (более 95% внутренних перевозок) и авиационный транспорт, а также отрасль связи.

Таджикская железная дорога

(ТЖД) для восстановления и модернизации нуждается в существенном реформировании и инвестировании. Внутренняя железнодорожная сеть не развита. Согласно исследованиям, за 1995-2002 гг. производительность труда ТЖД снизилась на 60% из-за уменьшения вдвое объемов перевозки и увеличения персонала на 20%. Уровень производительности труда в ТЖД в 2002 году составлял примерно 190 единиц перевозки (тонно-километров и пассажиро-километров) на одного работника, против, в среднем, 600 единиц в других странах Центральной Азии.

Международные железнодорожные пассажирские перевозки страдают от плохого качества предоставляемых услуг, связанного с устареванием подвижного состава, плохим санитарным состоянием вагонов, переполнением и низкой частотой поездов. Из-за ветхого состояния и просрочки сроков эксплуатации подлежат к списанию большое число локомотивов и вагонов. Просрочен срок капитального ремонта 142 км пути из имеющихся 950,7 км, поэтому, несмотря на убытки, скорость движения поездов на некоторых участках снижается до 15-20 км/час. Системы сигнализации, связи и СЦБ сильно изношены и устарели. Между станциями Курган-Тюбе и Куляб отсутствуют линии связи и электроснабжения. До 85% грузоперевозок ТЖД осуществляет вагонами иностранных компаний.

В связи с особенностями географического расположения страны большая роль во внутренних перевозках принадлежит

автомобильному транспорту

, который является также основным потребителем нефтепродуктов. Горный ландшафт делит небольшой рынок страны на еще меньшие рынки, причем в зимний период ограничены перевозки в горные районы. В дополнение к этому, судя по исследованиям, из-за неофициальных платежей на контрольно-пропускных пунктах стоимость внутренних автомобильных грузовых перевозок повышается до 20%.

В стране эксплуатируется более 30 тыс.км автодорог, построенных в 1960-1990 гг., из которых свыше 16 тыс.км составляют местные и ведомственные дороги. Все автодороги требуют капитального ремонта, однако имеющиеся объемы средств недостаточны. Приватизация земли оставила без содержания большую часть сельских дорог.

Международный автотранспорт из-за визовых требований, сложных процедур на границе, несовершенной структуры парка автомобилей по типажу, неразвитой экспедиторской деятельности и других причин обеспечивает менее 5% внешних перевозок. Это также связано со специфичной структурой экспорта, при которой вывоз основных товаров и трудовых мигрантов производится железнодорожным транспортом. Импорт более диверсифицирован и требует более подходящего грузового автотранспорта. Не до конца решены проблемы транзита в регионе Центральной Азии, в том числе связанные с техническими требованиями к автомашинам и неофициальными платежами.

В авиаперевозках преобладает

ГУАП «Точикистон»

, использующий большое количество советских самолетов, вспомогательные службы, инфраструктуру аэропортов, а также службу управления воздушным движением и стационарные сооружения. Авиапарк предприятия состоит из 31 самолетов и вертолетов, причем средняя выработка назначенных ресурсов по самолетам Ту-154М составляет 50%, а по самолетам Ту-154Б 90-95%. Уровень эксплуатации самолетов в связи с высоким расходом и повышением цены на топливо сравнительно очень низок, поэтому реализуются меры по их замене самолетами западного производства (соглашение с ЕБРР, намерения иных инвесторов). Количество персонала работников предприятия превышает необходимый показатель, по крайней мере, в два раза. Система реализации авиабилетов нуждается в улучшении.

Объем перевезенных авиапассажиров превысил 500 тыс.человек, причем основными клиентами являются рабочие-мигранты, направляющиеся в Россию. Международные маршруты предприятия основываются на 17 соглашениях о воздушном сообщении с другими государствами.

ГУАП «Точикистон» имеет более высокий тариф, чем другие авиакомпании в регионе, хотя некоторые авиакомпании также обслуживаются советскими самолетами. Тарифы на внутренних линиях не покрывают прямых расходов предприятия. Недостаток конкуренции и плохое регулирование обостряют непрозрачные сделки между авиаперевозчиками, аэропортом и управлением воздушного движения, что обуславливает большую задолженность предприятия. В 2006 году принято решение о реструктуризации предприятия.



Сектор связи

имеет широкие перспективы для развития с учетом низкой транспортной емкости, высокой трудоемкости и высокого уровня ожидания роста данного сектора на мировом рынке.

Полностью завершена модернизация большинства телефонных сетей, более 70% емкости устаревших аналоговых АТС заменено цифровыми АТС. Уровень оцифрованности городской телефонной сети составляет 80%. Национальным телевидением охвачено 98% населения. Почтовая связь имеет разветвленную сеть предприятий, однако из-за убыточности находится на дотации государства.

В целях скорейшей интеграции удаленных районов в ИКТ-пространство разработан инвестиционный проект «Транспортная сеть телекоммуникаций». Единая волоконно-оптическая сеть соединит телекоммуникации всех регионов страны. Применение современных ИКТ-технологий позволит предоставлять большой спектр мультимедийных услуг, включая распространение электронных версий печатных изданий, трансляцию программ теле- и радиовещания, видео конференц-связь и пр. Завершается строительство таджикского участка транс-азиатско-европейской телекоммуникационной магистрали (ТАЕ), охватывающей более 20 стран Европы и Азии. Динамично развивается сеть мобильной сотовой связи, где 9 операторов оказывают услуги сотовой связи свыше 400 тыс. абонентам. На стадии утверждения находится проект концепции "Создание электронного правительства". В 2006 году начата реструктуризация ОАО "Точиктелеком" и "Телерадиоком".

В целом, в сравнении с другими странами, ИКТ-технология в Таджикистане недостаточно развита, действуют лишь немного ИКТ-компаний. Несмотря на сравнительно малое число Интернет-пользователей в Таджикистане, «условия входа» в ИКТ-бизнес имеют высокие барьеры, т.к. деятельность в данном секторе требует значительных инвестиций. Одним из способов снижения данных затрат было бы открытие ИКТ-инкубаторов



Для развития ИКТ-сектора в Таджикистане, необходимо повысить кадровый потенциал и создать инфраструктуру, требующую значительных затрат. Сравнительным преимуществом Таджикистана является широкое распространение русского языка и низкие затраты на оплату труда.
В связи изложенным, определены следующие

общие основные проблемы

в блоке обеспечения экономического роста:

Среди

специфических проблем

Блока определены:




Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
© 8712.ru
Образовательные документы для студентов.